Подготовила: учитель-логопед
Иванова А.В
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Весна»
Цель занятия: Обобщение знаний по теме «Весна», совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Цель занятия достигнута, через решение следующих задач:
Коррекционно-образовательные задачи:
-Расширять и активизировать словарь детей по данной теме, словарь антонимов.
-Совершенствовать грамматический строй речи: образование превосходной формы существительных, образование сложных прилагательных
- Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие связной речи, артикуляционной, дыхания.
-Развитие внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Ход занятия:
Организационный момент:
Приветствие гостей
Логопед: Ребята послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
(Весна).
(дети договаривают хором: весна).
Логопед:Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в наш город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь? Дети: Да, готовы! Логопед: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем? Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Логопед:Первое задание такое ,посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. прилетели птицы,. дети надели весеннюю одежду и т. д.).
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
Ребята,для того,что бы нам выполнить все задания,нам нужно потренировать наш язычок,что бы и ему было полегче отвечать на вопросы:
Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «- куковала кукушка высоко на ели . «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Логопед:Следующее задание от лесовичка, ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот»(игра с мячом)
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой лёд толстый, а весной … (тонкий).
Зимой погода пасмурная, а весной … (солнечная).
Зимой жизнь замирает, а весной …(оживает).
Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя)
Медведь осенью засыпает,а весной …просыпается
Вечером солнце заходит, а утром …..выходит
Логопед: мы с вами говорили о том, что весной природа оживает, просыпаются некоторые животные, которые всю зиму проспали. А кто ещё просыпается, выползает из своих укрытий? (насекомые).
- Лесовичок отправил нам насекомых,а что бы хорошо рассмотреть насекомых возьмём с собой лупу. А под лупой всё кажется гораздо больше. Давайте посмотрим и всем расскажем.
г) Игра «Кто под лупой?» (Образование превосходной формы существительных)
Под лупой у нас:
Не жук, а …жучище.
Не гусеница, а …гусенище
Не стрекоза, а … стрекозища.
Не муравей, а … муравьище.
Не таракан, а …тараканище.
Не кузнечик, а кузнечище.
Не оса, а … осища.
Логопед:Следующее Упражнение от Лесовичка "Раздели слово на слоги"
Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках (туча, подснежники, солнце, ручей, почки, проталины.)
Логопед: Ребята давайте мы с вами отдохнем, выходите на разминку.
Физкульминутка
«Весна пришла» Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши). Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями) И вот на самом солнцепеке, С поднятой гордой головой (Ходьба. Приподнять повыше подбородок) Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны) Он весь пушистый, серебристый, (Приседания) На солнце маленький стоит. (Прыжки) Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища) Он не боится холодов. За ним придут цветы другие, (Повороты влево-вправо) Он первенец среди цветов.
Логопед: Следующее задание от лесовичка
«Скажи одним словом»(образование сложных прилагательных)
У аиста красный клюв, значит он …(красноклювый)
У цапли длинная шея,значит она…(длиношеяя)
У утки широкий клюв,значит она…(ширококлювая)
У грача черные крылья,значит он…(чернокрылый)
У соловья звонкий голос,значит он…(звонкоголосый)
У ласточки длинный хвост,значит она …(длиннохвостая)
У цапли длинный клюв,значит она…(длинноклювая)
У гуся серые крылья, значит он …(серокрылый)
У скворца острый клюв,значит он…(остроклювый)
У аиста белая грудка,значит он…(белогрудый)
Логопед: А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание Лесовичка и помочь мне разгадать зашифрованное слово.
Игра «Шифровка»
Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки - слайда: ветка, ель, сок, ночь, аист, получается слово «весна», далее выкладывают его звуковую схему).
- Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.
- Сколько звуков в слове «весна»? (5 звуков).
- Произнесите их по порядку. ( [вь], [э], [с], [н], [а]).
Логопед.Ребята, мы выполнили все задания которые передал нам Лесовичек, а значит холодный, порывистый ветер должен освободить весну. Прислушайтесь пожалуйста (включается весенняя музыка с пением птиц), слышите птицы запели, чувствуете стало сильней пригревать солнышко... кажется к нам все таки возвращается весна.
Ребята давайте вберем всю свежесть, красоту и добро этого весеннего утра, у вас на столах лежат дыхательные тренажеры, возьмите их.
Вдохнем поглубже этот чистый, весенний воздух. (Глубокий вдох через нос,.
медленный выдох через рот).
С каждым вдохом мы наполняем себя теплой, весенней энергией.
Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот.
Это тепло разливается по всему нашему телу, заряжая нас добром, радостью.
-Диалог с ребятами о проделанных заданиях.