Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
по поликультурному воспитанию
«Мы встречаем гостей».
( с детьми старшего дошкольного возраста)
Из опыта работы воспитателя первой категории:
Солониной Ольги Львовны.
2013-2014учебный год
«Мы встречаем гостей».
Программное содержание:
1.воспитание у детей чувства любви к Родине, доброжелательного уважения к людям других национальностей.
2.закрепление у детей элементарных исторических и географических знаний о народе России, Украины и Белоруссии.
3. повышение познавательной активности детей.
Оборудование.
Куклы в украинском и белорусском костюме, флажки России, Украины, Белоруссии (на каждого ребенка), игрушки или картинки (кукуруза, пшеница, сахар, семена подсолнечника, торф, трактор, лес, одежда, обувь, уголь), мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация «Мы встречаем гостей»..
Предварительная работа.
Дети на занятиях познакомились с Украиной и Белоруссией, их национальной музыкой и элементами танцев; в свободное время детям читались украинские и белорусские сказки: «Колосок», «Рукавичка», «Два Мороза», «Легкий хлеб».
В группе есть мини- музей «Куклы в национальных костюмах».
Дети знакомы с историей Рыбинска, в уголке краеведения есть иллюстрации, фотографии, открытки с видами города.
Дети выучили стихи о Родине.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Ребята, вчера мы встретили Пасху – радостный праздник многих народов. Все православные люди спешат поздравить друг друга со светлым праздником, пожелать добра, здоровья.
К нам сегодня должны приехать гости, по старинному русскому обычаю, желанных гостей всегда встречают хлебом-солью ( слайд №2),а в пасхальную неделю встречают куличем- традиционное угощение этого праздника.(слайд№3)
Звучит русская мелодия, входит девочка в народном костюме с куличем.
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете, почему гостей встречают хлебом-солью?
Ответы детей (без хлеба и соли человек не может прожить, соль ценилась как золото, хлеб и соль достаются очень тяжело ).
Воспитатель:
-Ребята давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
«Без хлеба, без соли худая беседа»,
«Золотые слова – хлеб всему голова»,
«Хлеб береги, им не сори»,
«Земля – матушка, хлеб - батюшка».
Под белорусскую и украинскую музыку воспитатель вносит кукол в национальных костюмах. Девочка в русском народном костюме встречает кукол:
- Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Меня зовут Маша.
Воспитатель от лица украинской куклы:
- Привiт! Я рада вас бачить! Мене зват Марийка.
Воспитатель от лица белорусской куклы:
-Дабры дзень! Мяне зваць Олеся.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, из каких стран прибыли к нам гости?
Ответы детей (Украина и Белоруссия).
Воспитатель:
-По каким признакам вы определили принадлежность к этим странам?
Ответы детей (по языку, по национальному костюму, по имени, по мелодии).
Воспитатель:
-Ребята, есть еще одна традиция, когда приезжают гости в страну, их приветствуют национальными флагами. У вас на подносах лежат флажки. Поприветствуйте Марийку украинским флажком, Олесю – белорусским.
Дети выбирают нужные флажки.
На экране появляется украинский (слайд №4), а затем белорусский флаги (слайд№5).
Воспитатель:
-Ребята, флажок какой страны еще у вас лежит на подносе?
Ответы детей (России) (слайд№6).
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение « Флаг России».
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
В. Степанов.
Игра «Угадай страну».
Воспитатель предлагает детям угадать первую страну (на экране изображена карта - слайд№7)
- Она очень большая. В стране дружно живут разные народы. В этом году страна была хозяйкой Олимпийских игр.
Ответы детей (Россия столица – Москва)
Воспитатель:
- Следующая страна расположена на берегу теплого Черного моря. Страна богата пшеницей, подсолнечником, самым большим в мире царством свеклы (сахарной, овощной, кормовой) Всему миру известен Донбасс - самое крупное в стране месторождение каменного угля.
Ответы детей (Украина – Киев)
Воспитатель:
- Эту страну называют краем лесов и болот (болота занимают половину территории страны). В стране живут очень трудолюбивые люди, которые научились получать из болота удобрение- торф. Страна знаменита своим заповедником Беловежская пуща
Ответы детей (Белоруссия – Минск.)
Воспитатель от имени Олеси:
-Ребята, а вы знаете, почему именно в заповеднике Беловежская пуща живет самое многочисленное в мире стадо зубров? В заповеднике сохранился крупный остаток реликтового, первозданного леса, который в доисторические времена произрастал на территории планеты. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии сохранился только в Беловежском заповеднике (слайд№8), а зубры могут жить только в таком лесу (слайд№9).
Воспитатель:
- Ребята, Марийка и Олеся приготовили для вас «сумку путешественника» с предметами. Их нужно разложить правильно между странами Украиной и Белоруссией
Игра «Разложи предметы».
Каждый ребенок достает из «сумки путешественника» один предмет и относит к той кукле, какой стране принадлежит данный предмет. ( Уголь, кукуруза, пшеница, свекла, сахар, подсолнечник, торф, трактор, зубр в Беловежской пуще, обувь.)
Дети проходят на свои места.
Игра «Веселый бубен» (слайд№10)
Дети встают в круг и передают бубен друг другу со словами:
Ты беги, веселый бубен
Быстро-быстро по рукам!
У кого веселый бубен,
Тот сейчас станцует нам!
У кого остановился бубен – водящий. Звучит народная (украинская, белорусская, русская) музыка, водящий показывает национальные движения под музыку, дети повторяют. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель:
-Ребята, Марийка и Олеся приехали к нам в гости и хотят узнать о нашем городе, давайте расскажем гостям о Рыбинске.
Воспитатель показывает герб города (слайд№11) , дети рассказывают о нем.
(на гербе изображен медведь с секирой – это герб Ярославля, Рыбинск находится в ярославской области; большая лестница – напоминает о приезде царицы Екатерины в рыбную слободу; две стерляди – р. Волга богата рыбой)
Презентация «Наш родной город».
Спасо-Преобреженский собор (слайд№12)
Историко-краеведческий музей (слайд№13,14)
Мемориальный комплекс «Огонь славы» (слайд№15)
Кукольный театр (слайд№16, 17)
Воспитатель:
-Ребята, мы, Марийка и Олеся живем в разных странах, говорим на разных языках, а как вы думаете, что у нас общего?
Ответы детей (все любят дружить, жить в мире, у всех одно солнце, одна на всех планета Земля - наш общий дом.) (слайд№18)
Дети читают стихи (слайд№19).
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете -
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березы –
Опушки нет родней.
Страну, где мы родились,
Где радостно живем,
Край свой родной
Мы Родиной зовем.
Марийка и Олеся прощаются с детьми, Маша угощает всех куличем.