Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка
Конспект образовательной деятельности с детьми 6 -7 лет
по социально – нравственному развитию
«Что в имени моём».
Воспитатель. Фадеева Т.А.
2021
Цель. Помочь детям сформировать положительное отношение к своему имени, осознать себя отдельно от других людей.
Задачи.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с миром имен, их историей, значением и своеобразием.
Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.
Речевое развитие.
Научить образовывать полную форму имен. Узнать использование имен в русских народных сказках, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.
Социально – коммуникативное развитие. Развивать умение работать в группе и индивидуально. Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.
Предварительная работа.
Создание «Книги имён» (значение имени, какими склонностями награждает человека то или иное имя, великие тёзки, иностранные имена, сказочные мена, имена и время)
Стенд «Ребёнок недели» - рубрика «Как меня называют дома», «какое ласковое имя тебе больше нравится», «Значение имени».
Мобиль «Наши имена».
ХОД деятельности:
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Воспитатель. «Что принадлежит мне, но чаще всего им пользуются другие?»
Как вы думаете, о чём загадка?
- В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.
- О чём задумываются родители?
Ответы детей: какое имя дать ребёнку.
Каждая семья должна
Выбрать крохам имена.
Среди сотен самых разных
Удивительных, прекрасных.
В каждом имени есть свет
В каждом – солнышка привет.
С милым, нежным малышом
Свет любви приходит в дом.
Саши, Игорьки, Иваны,
Ксюши, Кати и Татьяны
Взрослым дарят море свет
Этим светом все согрето
-Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.
Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов. Вспомнить имена героев русских народных сказок и былин вам помогут иллюстрации на экранах ноутбуков. Презентация «Назови имя героя по иллюстрации».
«Я обманула медведя, заставила его вернуть меня в коробе домой к бабушке и дедушке». (Машенька — Мария.)
«Говорила мне сестрица не пить воду из ямки от копытца». (Иванушка — Иван.)
«Меня называют дядей за то, что я умный и сообразительный. Я живу в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями-животными». (Федор.)
«Только скажу «по щучьему велению, по моему хотению», и ведра сами идут к дому». (Емеля — Емельян.)
«Все называют меня блудным попугаем, а у меня есть имя!» (Кеша — Иннокентий.)
«Мою хозяйку зовут Шапокляк, она водит меня на веревочке». (Лариска — Лариса.)
«Все уважают меня за огромный рост. Я работаю милиционером, а когда возвращаюсь с работы домой — меня видно за версту». (Степа — Степан.)
«Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)
«Я работаю в зоопарке. Чебурашка — мой лучший друг». (Гена — Геннадий.)
- Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет историю?
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ, выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.
Какое разнообразие имён встречается вокруг нас с вами!
Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.
А вы знаете, как звучит имя Иван в других странах?
Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.
В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они черты характера или внешние особенности человека.
У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Злата, Василиса, Матвей, Ермолай, Мариника.
Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.
Имена бывают полные и краткие. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.
Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Рома (Роман),
Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).
Есть такое стихотворение И. Бардина. Скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.
Лежит возле клумбы. Забытая лейка.
— Кто здесь тебя бросил?
— Мальчишка Андрейка.
Грустят у песочницы
Мяч и Петрушка.
— Кто здесь вас оставил?
— Мальчишка Андрюшка.
Про нас он забыл
И с друзьями играет.
А мама игрушки
За ним собирает.
Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя.
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я люблю, когда меня называют...». Например: «Я люблю, когда меня называют Натуся (Иришка, Антошка, Олежек, Мишаня)».
Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.
-Да, дети, ласковое имя лучше мягкого пирога!
Послушайте колыбельную:
Люли, люли, люленьки,
Налетали гуленьки,
Прямо Маше в люленьку,
Сели гули на края,
Уронили перышка,
Прямо Маше в люленьку.
Стали гули гулевать,
Стала Маша засыпать,
Бай, бай, бай,
Спи-ка, Машенька, поспи,
Ручки белые прижми,
Глазки, милая, сожми,
Бай, бай, бай.
Стали гули гулевать,
Стали гули ворковать,
Чем нам Машеньку питать?
Сахарком ли, медком,
Или кашкой с молочком?
Она сахару не ест,
Меда в рот не берет,
Бай, бай, бай.
Уж мы съездим во торжок,
Купим Машеньке горшок,
Крупки маленький мешок,
Будем печку топить,
Будем кашку варить,
Будем Машеньку кормить,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,
Лю-лю-люленьки, лю-лю,
Баю-баюшки, баю.
Вам интересно узнать, как растёт ваше имя?
- Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.
-Давным-давно у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её СВЕТОЧКА. Мама звала дочку Светочка, папа просто Светуля. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Светлана. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в школе, стала учителем. И теперь все зовут Светлана Геннадьевна.
Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией.
-Саша, как тебя будут звать?
-А что есть кроме имен у человека? (Еще у человека есть отчество).
-Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна.
- Какое отчество у тебя?
Дети называют.
Воспитатель.
Закройте глаза. (Звучит музыка). Перед вами звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она напомнила вам о чём – то хорошем? Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
Откройте глаза, найдите ту звезду, которая вам понравилась и назовите её своим именем, но именно тем, которое вам нравится, и вы хотите, чтобы мы вас звали именно так.
Игра «Рифмы» поможет нам подобрать слово такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой строки.
С горы на санках несся вниз
Веселый, озорной ... (Денис, Борис).
Протекала крыша наша,
И помог нам мастер ... (Саша, Паша).
В воскресенье встала рано
Маленькая ... (Таня).
Только что промчался мимо
Мой сосед Григорьев ... (Дима).
Сладкие мандарины
Кушала…(Ирина).
Влезла в лужу по колено
Непослушная ... (Елена).
На картинке — Бармалей.
Нарисовал его ... (Андрей, Сергей).
-Что нового вы узнали? Что запомнилось?
Будь же всегда достоин
Имени своего.
Будь прям, и правдив, и спокоен,
И с честью носи его!
«Не имя красит человека, а человек имя».
(на столах приготовлены разнообразные художественные материалы для оформительской деятельности)
Воспитатель.
Здесь приготовлено всё необходимое, чтобы вы могли украсить первую букву вашего имени.