IV. Обобщение по теме «Гидросфера» А) Мировой океан(12мин.) | Слайд №9 Ребята, скажите, пожалуйста: Что такое Мировой океан? Назовите, пожалуйста, части и приведите примеры, покажите на карте: Слайд №10 а) океаны, начиная с самого большого б) моря, виды морей в) заливы, г) проливы; Слайд №11 Движения воды в океане. Слайд №12 Итак, ребята, сейчас мы с вами подведём итог первой части путешествия – работа с карточками. 1.Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой. | | 2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши. | | 3.Часть океана, более или менее отделённая от него сушей. | | 4.Огромный участок суши. | | 5.Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу. | | 6.Скопление островов. | | 7.Часть суши, с трёх сторон окружённая водой. | | А. Материк Д.Море Б. Остров Е. Залив В.Полуостров Ж.Пролив Г. Архипелаг | Учащиеся говорят: МО-это самое большое скопление воды на земной поверхности; основная часть гидросферы. Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г. Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом. Работа с физической картой Мира Тихий, Атлантический, Индийский , СЛо Окраинные и внутренние Учащиеся внимательно слушают. Смотрят на настенную карту и показывают географические объекты в атласе и на физической карте полушарий и России.. Отвечают на вопросы теста. | Развитие памяти. Развитие практических навыков работы с картой. Развитие логического мышления. Развитие умственных способностей. Концентрация внимания Ответы могут быть разные, но останавливаемся на тех географических объектах, которые ребята приводят в примерах. Правильно соотносят определение и понятие |
Б) Воды суши(15мин) | – И так мы продолжаем наш маршрут, движемся по второму этапу - Воды суши: Слайд№14 а) реки, б) озера, в) болота, г) ледники, д) подземные воды, е) искусственные водоёмы(водохранилища, каналы, пруды) Слайд №15 Что имеет любая река? Показать крупные реки. Слайд №16 Что такое озеро? Какие бывают озёра? Определите озёра по географическим координатам 3 ю.ш. 33в.д Виктория 28ю.ш. 138 в.д.Эйр 48с.ш. 87 з.д.Верхнее 14с.ш. 14в.д. Чад 52сш 108в.д.Байкал Слайд№17 Распределите названия по группам Мировой океан, воды суши: Средиземное, болото, родник, море, старица, залив, цунами, водохранилище, Енисей, айсберг. Слайд №18 Проверка Слайды №19, 20, 21, 22, 23 Река Бекшанка, о.Светлое, болото, родник, пруд. Слайд№24 Логические цепочки 1.Половодье на горных реках; 2.Таяние ледников; 3.Увеличение питания горных рек; 4.Повышение температуры воздуха. (4231) Слайд№25 Четвертый лишний Залив пойма Пролив русло Устье половодье Море цунами
Верхнее Волга Лена Анхель Виктория Нил Байкал Иртыш
Гренландия Африка Австралия Евразия Слайд №26 Определить координаты: устья Нила 30с.ш. 31в.д. устья Амазонки 0ш.50з.д. водопада Анхель 6с.ш. 62з.д. Слайд №27 В книге рекордов Гинесса рекорды разные есть. Давайте же мы с вами рекорды побьем, И самое, самое в гидросфере сейчас назовем. 1- самый большой океан Тихий 2- самая длинная река Нил 3- самое глубокое озеро Байкал 4- самое большое озеро Каспийское 5- самое соленое озеро Мёртвое 6- самое соленое море Красное 7- самая полноводная река Амазонка 8- самое крупное течение Течение западных ветров 9- самое известное течение Гольфстрим Значение внутренних вод для жизни человека очень велико: 1) внутренние воды – источник питьевой воды; 2) реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение); 3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию; 4) реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение; 5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине; 6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.); 7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота; 8) Побережья рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей. Учитель обращается к участникам других групп с вопросом: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?» Участники других групп высказывают свою точку зрения с позиции отрицательного воздействия внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Внутренние воды могут причинять и вред: 1) разливы на реках и озерах приводят к сильным наводнениям, т.е. к стихийным бедствиям, в результате которых гибнут люди, разрушаются хозяйственные объекты; 2) подземные воды, размывая горные породы, образуют пустоты, что приводит к образованию карстовых провалов, это препятствует строительству; 3) малые реки, ручьи способствуют образованию оврагов, что мешает распашки земель; 4) большое кол-во болот препятствует развитию сельского хозяйства. | Выполняют задание в тетради, записывая цифровой код ответа.
Анализируют понятия, объясняя лишнее Находят объекты на карте, в тетради определяют их координаты.
Ребята делают вывод о том, что больше положительного в значении внутренних вод для жизни человека. | Умеют устанавливать причинно-следственные связи,
Умеют анализировать, сравнивать.
Умеют практически работать с картой Развитие познавательного интереса к предмету. Развитие логического мышления. Развитие монологической речи. Умение слушать товарища. Умение высказывать свое мнение. Умение работать с картой. Развитие памяти, внимания. Способность делать выводы и обобщения. Воспитание бережного отношения к пресной воде. |
Б). Вода в Атмосфере(7мин) | И так следующий и последний этап маршрута: Слайд №28 Воды атмосферы: а) водяной пар, б) капельки туманов и облаков, в) снег Слайд №29 Туман, облака Слайд № 30 Приметы, пословицы. Слайд №31 Подпишите на контурной карте следующие географические объекты гидросферы 1.Индийский океан 2. Берингово море 3. Мексиканский залив 4. Гибралтарский пролив 5. Река Амазонка 6. Река Енисей 7. Озеро Виктория | 1. Атлантический океан 2. Красное море 3. Бенгальский залив 4. Берингов пролив 5. Река Нил 6. Река Волга 7. Озеро Ладожское Слайд №32, 33, 34. Слайд №35. Человек обязан очень бережно относиться к этому компоненту природы, который является частью водной оболочки Земли. Гидросфера находится в тесном взаимодействии с другими оболочками Земли, образует единый комплекс, частью которого и является человек. 22марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. В декабре мы принимали участие в районном конкурсе «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Сохранение водных экосистем» Проект «Живи, родник, живи!» | Оценивают свою деятельность и деятельность товарища. | Умение высказывать свое мнение. |