Тема: Слово и его лексическое значение
Тип урока: Урок развитие умений.
На уроке используются методы технологии модерации.
Цель: развитие умения определять слово по лексическому значению и умения определять лексическое значение слова в толковом словаре.
1 этап Инициализация
Метод «Найди похожих»
Цель: организация урока, настрой на общую работу, сплочение коллектива.
- Прозвенел звонок на урок, проверьте готовность к уроку. У вас на столах…
- Ребята ещё на столах у вас три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось! Спасибо!
- А моё настроение… Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Улыбнитесь друг другу, гостям, себе!
- Предлагаю сесть за стол тому:
- У кого есть брат или сестра
- У кого есть мобильный телефон
- Чьё имя заканчивается на «а»
- Чей день рождения летом
- Садятся девочки
- Садятся мальчики
Начнём наш урок. Всем удачи!
- Проверьте посадку, откройте тетрадь, положите её с наклоном, подпишите число, классная работа:
Двадцать девятое сентября.
Классная работа.
2 этап Вхождение или погружение в тему
Метод «Говорят дети»
Цель: наблюдение знаний учащихся по теме урока.
- Послушайте внимательно знакомое вам стихотворение И. Токмаковой, оно нам сегодня поможет определиться с темой урока.
(Включить аудиозапись стихотворения И.Токмаковой «Плим»)
- Что вас рассмешило? (смешное «слово» плим)
- (на доску – написанное письменными буквами «слово» плим )
- Посмотрите на соединение на первых двух и последних двух букв.
Запишите это слово один раз.
- Найдите в нём парный по звонкости/глухости согласный.
Замените его другим звуком из его пары и обозначьте соответствующей буквой. Запишите получившееся слово. Пропишите до конца строки.
- Обратите внимание на соединения на 1/3. У кого удалось все соединения написать правильно, оценивают себя бабочкой вверху, не совсем получились 1-3 соединения, ставьте бабочку посередине, если не удалось 4 и более соединения, ставьте бабочку внизу.
- Скажите, пожалуйста, в чём особенность этих слов? (у них нет значения)
(Если не ответят: Я предложила эти слова другим ученикам, а они сказали, что это не слова. Как вы думаете, почему они так сказали?)
- Итак, о чём мы будем говорить на уроке? (о словах)
3 этап Формирование ожиданий учащихся
Цель: развитие приёмов антиципации (представление о результате деятельности)
На доску:
- Предположите, чему мы будем учиться на уроке, тема которого «Слово».
4 этап Интерактивная лекция
Метод «Кластер»
Цель: структурирование учебного материала
- Что есть у каждого слова? (значение).
Н
а доску:
- Итак, тема урока: Слово и его значение.
- Давайте вспомним, что обозначают, называют слова? (предметы, явления, признаки предметов, действия предметов, количество и др.)
На доску:
Предметы |
Явления |
Признаки предметов |
Действия предметов |
Количество и др. |
- Словарный состав любого языка учёные называют словом лексика.
То, что обозначает слово – это его ….(Лексическое значение)
На доску.
- Давайте определим о каких словах идёт речь, опираясь на их лексическое значение. Откройте учебник на с.59, найдите упр.43 (два ученика работают у доски).
Взаимопроверка в парах (группа «ученик-ученик»):
- Для проверки не забудьте использовать образец правильного написания слов. Где мы его можем найти? (в Орфографическом словаре – лежит у каждого на парте).
- Для удобства поиска, слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
(У двух учеников пары или кто без пар проверяет учитель на отметку)
- Что объединяет эти слова? (это словарные слова)
Эмоциональная разрядка (разминка) – Пальчиковая гимнастика
5 этап Проработка содержания темы
Цель: расширение знаний учащихся на основе имеющегося опыта, выработка общего знания
- Сегодня познакомимся с новым словарным словом, послушайте его лексическое значение. Оно имеет целых три значения:
1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся.
3. Название книг определённой тематики.
- Кто догадался, какое новое слово мы сегодня берём? (библиотека)
- Хорошо, а как нам проверить, верное ли ваше предположение? Поможет ли нам Орфографический словарь определить значение слова? (нет)
- А к помощи какого словаря нам нужно обратиться? (Толковый словарь)
Учитель показывает словарь и рассказывает:
Толковые словари объясняют, толкуют значения слов. Один из самых крупных и самых известных толковых словарей русского языка – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Владимир Иванович Даль посвятил 50 лет созданию этого словаря. В его словаре 200 тысяч слов. Даль умел толковать слова наглядно и образно. Он раскрывал значение слова через пословицы, поговорки, загадки. Словарь Даля написан более 150 лет назад (в середине 19 века). Многие слова с тех пор поменяли своё значение или вовсе исчезли из русского языка. Но словарь Даля остаётся сокровищницей русского языка и культуры.
(на выставку)
Известны также толковые словари Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова.
Сейчас эти и многие другие толковые словари можно найти в интернете. Например, на сайте slovari.ru. Это очень удобно: можно набрать слово в поисковой строке и увидеть его толкование сразу в нескольких словарях.
- Итак, при необходимости уточнить значение слова мы обращаемся …(к Толковому словарю).
На доску:
- На страницах 152-153 учебника есть фрагмент толкового словаря.
Проверим верно ли мы определили слово «библиотека» по лексическому значению.
- Найдите слово библиотека и прочитайте его значения про себя.
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(слово на доске)
-Проверьте, правильно вы его записали.
- Назовите слово, которое обозначает сотрудника библиотеки. (библиотекарь)
- Откройте учебник на с.44 там написано это слово, спишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- Составьте предложение с одним из новых словарных слов.
(выполняют устно, послушать 2 предложения)
- Это слово гость в нашем языке, оно пришло к нам из греческого языка. На с.44 у нас есть статья о происхождении этого слова. Вы ребята любознательные, дома прочитайте Страничку для любознательных.
- В нашем языке много слов, которыми мы активно пользуемся, а пришли они к нам из других языков. Вот, например, слова из английского языка в упр.62. Почитайте.
- Назовите слова иностранного происхождения, они выделены жирным шрифтом.
- Значение каких слов вам не понятно, либо вы хотели бы уточнить их лексическое значение?
- Для толкования иностранных слов есть Словарь иностранных слов (продемонстрировать).
На доску:
В учебнике на с.158 есть фрагмент такого словаря, откройте, пожалуйста, учебник на с.158. (Прочитать значения слов бутсы, жокей, тайм-аут)
- Вернёмся на с.44 в учебнике. Выполните письменное задание к упр.62.
- Мне понравилось, как работали на уроке... (взять у таких учеников тетрадь с выполненным заданием к упр.62 и поставить отметки за работу на уроке)
6 этап Рефлексия
Метод «Незаконченное предложение»
Цель: подведение итогов работы
- Закончите мою фразу:
- Сегодня мы говорили о… (слове)
- Сегодня на уроке мы учились определять… (лексическое значение слова)
- Для определения лексического значения слова мы использовали на уроке… (Толковый словарь, Словарь иностранных слов)
- Их вы можете найти в… (в библиотеке, на сайте)
Домашнее задание: с.45 упр.63
- Найдите слова по теме «Школа». Из каких языков они к нам пришли?
- Если значение слово из этого упражнения не сможете самостоятельно объяснить, то к какому словарю обратитесь? (Словарь иностранных слов)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект открытого урока
по русскому языку
в 4 «Г» классе на тему:
«Слово и его лексическое значение»
Выполнила:
учитель начальных классов
Доманова Н.С.
Калуга, 2022