Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат № 2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Развивающее занятие с элементами тренинга
«Как выстроить отношения, основанные на доверии и дружбе»
Подготовила: педагог-психолог Письменная О.Н.
Цель: Формирование у обучающихся умения определять модели взаимодействия с окружающими людьми, развитие ответственности в отношениях.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Задачи:
Повышать уровень когнитивной эмпатии, эффективность коммуникативного взаимодействия.
Развивать способность к децентрации (встать на место другого человека).
Развивать осознание своей модели поведения в отношениях с людьми.
Развивать личную ответственность у учащихся за свои поступки.
Воспитывать доброжелательное отношение к себе и окружающему миру.
Способствовать сохранению уровня психологического здоровья обучающихся(профилактика невротизации).
Формирование УУД:
Личностные действия: самопознание, рефлексивность, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов; управление поведением партнера, оценка действий партнера;умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, экран, для музыкального сопровождения колонки.
Предполагаемый результат:
- развитие понимания себя и другого,
- развитие эмоционального интеллекта,
- снижение уровня конфликтности в поведении,
- выработка умений конструктивного общения,
- развитие рефлексии (осознание своих возможностей, необходимости самосовершенствования).
Возрастной и количественный состав: 12 – 13 лет, в количестве 10-12 человек.
Ход коррекционно-развивающего занятия:
I этап занятия | Время: 7 минут |
Мотивационный | Деятельность педагога - психолога | Деятельность обучающихся |
Здравствуйте, уважаемые друзья!Меня зовут Ольга Николаевна, я работаю школьным педагогом-психологом. - Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в занятии на тему: «Как выстроить отношения, основанные на доверии и дружбе» и предлагаю начать наше занятие со знакомства. Упражнение «Имя и эпитет». Цель: Знакомство. Нам нужно будет сейчас по кругу назвать своё имя и одно качество (прилагательное), которое будет начинаться на первую букву вашего имени, будет при этом позитивным и может содержать преувеличение. - Начну с себя. Например, меня зовут Ольга, я общительная. Теперь ваша очередь. Продолжаем. Упражнение «Атомы и молекулы». Цель: поделить на пары. Материалы: оборудование для музыкального сопровождения. Инструкция: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая лёгкие столкновения. Но иногда что-то происходит и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». В последний раз остаются в подгруппах по двое для выполнения следующего упражнения. | Называют имя и качество прилагательное. Выполняют под музыку хаотичные движения, по команде соединяясь в молекулы. |
II. Этап занятия | Время: 35 минут | |
Оценочно-содержательный | Упражнение «Маг и Карлик». Цель: Стимуляция опыта отношений, основанных на манипуляциях и угрозах. Материалы: экран, медиа-проектор, компьютер. Инструкция.«Я хочу рассказать вам одну притчу: «Жил на свете великий Маг. Он мог все: раздвигать горы и повелевать ветрами, создавать города и разрушать вселенные, превращать и превращаться во что или в кого угодно... И только одного не мог Великий Маг — он не мог заставить своего любимого Карлика перестать гадить/сорить, пакостить на свой пушистый белый ковер!». Сейчас вы разыграете эту притчу. Для этого вам нужно разбиться на пары. Один из вас будет Магом (он должен встать на стул). А другой — Карликом (ему нужно присесть на корточки). Магу нужно уговорить Карлика перестать гадить/пакостить, сорить на белый пушистый ковер. А Карликам нужно активно сопротивляться. Вы можете согласиться с Магом только в том случае, если сами захотите этого. После выполнения упражнения поменяйтесь ролями и снова повторите упражнение. На каждый «раунд» дается 2,5 минуты». Обсуждение. Рефлексия после упражнения: В какой роли было приятнее? Почему? Удалось ли убедить своего Карлика? Почему? Что помогло/ помогло бы? Обратите внимание на экран: Картинка с надписью «Счастливый человек тот, кто делает счастливым другого». Как на ваш взгляд сочетается эта фраза с темой нашего занятия и тем упражнением, которое мы сегодня с вами выполнили? Время выполнения: 15 мин. Упражнение «Путаница». Цель: разминка, игровой момент, сплочение. Инструкция: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. 1. По сигналу тренера игрок находит себе партнера по рукопожатию, им не должен быть сосед справа. 2. Затем все вытягивают левую руку и так же находят себе партнера по рукопожатию, им не должен быть сосед слева. Очень важно, чтобы это был не тот же самый человек. 3. Задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Процедуру можно повторить до 2-3 раз. Время выполнения: 5-7 мин. Упражнение «Три на три». Цель: развитие гибкого мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни. Материалы: наборы из трех карточек – 3- 5 наборов. Инструкция: Объединитесь в группы по 5 человек. (Каждой подгруппе выдается по 3 карточки с описаниями жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания). Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой из трех ситуаций, написанных на ваших карточках. У вас есть на это только 10 минут, поэтому поторопитесь. Содержание карточек см. в приложении. После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате по каждому случаю получается по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо». Обсуждение. Как вы думаете, чему учит нас это упражнение? Какие аргументы давались вам легче – негативные или положительные? Как вы думаете, почему? Упражнение «Пожелание соседу слева». Цель: положительные эмоции, хорошее настроение. Инструкция: Пожелать что-нибудь приятное своему соседу слева по кругу. Все получают приятное пожелание. | Слушают установочную притчу. Разыгрывают в парах сценку. Высказывают свои ощущения, своё мнение. Выполняют инструкцию, играют. Высказывают своё мнение, впечатления об упражнении. Говорят по кругу. |
IIIэтап занятия | Время: 3 минуты | |
Подведение итогов, рефлексия | Мы сегодня провели большую работу. -Что понравилось, что полезного и нового узнали сегодня на занятии? (рефлексия: понравилось, полезно, интересно, необычно). | Обобщают Рефлексия (высказываются по желанию). |
Приложение.
Упражнение «Три на три».
Материал: Содержание карточек. 2 экземпляра.
Карточка 1.
Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:
Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как:
Карточка 2.
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это плохо, потому что:
1)
2)
3)…
У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это хорошо, потому что:
1)
2)
3)…
Карточка 3.
Сегодня я узнал, что девушка которая мне очень нравится, встречается с другим, и это плохо, потому что:
1)
2)
3)…
Сегодня я узнал, что девушка которая мне очень нравится, встречается с другим, и это хорошо, потому что:
1)
2)
3)…