1. Создание положительного эмоционального настроя. Здравствуйте ребята. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки . Поэтому повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. - Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок. 2. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. П. Подумайте какое слово пропущено? Не напиться, не умыться без…. Листику не распуститься без ….. Без …. прожить не могут Птица, зверь и человек И поэтому всегда Всем везде нужна……! ( Обучающиеся вставляют слова, первые справившиеся читают вслух, самопроверка по слайду : Не напиться, не умыться без воды, Листику не распуститься без воды, Без воды прожить не могут, Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!) Ребята , оцените свою работу, кто правильно справился, покажите весёлое солнышко. Кто допустил ошибки, грустное. - Расскажите, какую пользу нам приносит вода? -Можем ли мы без неё обойтись? - Послушайте один текст, будьте внимательны, запомните свойства воды, о которых упоминается в тексте. «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…» - Так писал о воде французский летчик и писатель Антуан де Сент – Экзюпери.( посмотрите, как выглядел этот человек) - Какие свойства воды, прозвучавшие в данном тексте вы услышали и запомнили? Давайте обозначим первую цель нашего урока. 1.Научимся определять свойства воды. - Посмотрите на следующий слайд. Определите лишнее слово. Дождь, песок, снег, град, лёд, пар. - Лишнее слово- песок. - Почему слово «песок» лишнее? - Потому что дождь, снег ,град, лёд, пар – это разные состояния воды. Теперь мы можем обозначить 2-ю цель нашего урока. 2. Научимся исследовать процесс изменения состояния воды. Есть у нас ещё одна цель. - Послушайте стихотворение «Покладист летом, Весною зол, Течет сквозь время Седой Тобол. - Как вы думаете , о чем мы ещё поговорим на уроке? - Какое слово связано с темой нашего урока? ( О нашей реке Тобол). - А также обсудим охрану воды. Составим краткий план нашего урока. 1. Свойства воды. 2. Состояния воды. 3. Река Тобол и охрана воды. 1. Работа по теме урока. Выдвигаем гипотезу, что вода- это уникальное вещество( уникальное- означает единственное и неповторимое). Организация работы творческих лабораторий. Г. Приступим к реализации целей нашего урока.Исследуем свойства воды. Деление класса на 4 группы .( На партах у ребят картинки со снежинками, ручейками, облачками и льдинками. Учащиеся группируются по картинкам, учителем предусмотрено разноуровневое деление обучающихся на группы). « Снежинка», « Ручеёк» ( группы обучающихся с средним и высоким уровнем развития), « Облачко», « Льдинка» ( с средним и низким уровнем развития). На столах стоят таблички с названиями групп. За правильные ответы группы получают капельки из бумаги. -Ваша задача - провести опыты с водой и определить её свойства, подобрать верную схему группам « Облачко», « Льдинка». Группам « Снежинка» и « Капелька» придумать схематическое изображение свойств воды самостоятельно. Критерии: -верно определяют свойство - верно подбирают схематическое изображение свойства. О каком свойстве воды ты узнал, проделав следующий опыт. Задание. | Свойство воды | Схематичное изображение | 1. Попробуйте воду и сок. | Вода текучая. | | 2.Понюхайте воду и сок. | Вода не имеет вкуса. | | 3. Опустите в стакан с водой чайную ложку, опустите ложку в стакан с соком. | Вода не имеет формы. | | 4.Вылейте немного воды на блюдце. | Вода не имеет запаха. | | 5. Перелейте воду из стакана в кружку. | Вода бесцветная. | | 6.Определи цвет сока, попробуй определить цвет воды. | Вода прозрачная. | | К каждому свойству подбери схему и вклей в нужную колонку. Дескрипторы: - правильно определяют свойство « вода текучая» - правильно определяют свойство « вода не имеет запаха» - правильно определяют свойство « вода прозрачная - правильно определяют свойство « вода текучая»- правильно определяют свойство « вода не имеет формы» - правильно определяют свойство « вода бесцветная» - правильно подбирают схематический рисунок к свойству « вода текучая» - - правильно подбирают схематический рисунок к свойству «вода не имеет вкуса » - правильно подбирают схематический рисунок к свойству « вода не имеет формы» - правильно подбирают схематический рисунок к свойству « вода не имеет запаха» - правильно подбирают схематический рисунок к свойству « вода бесцветная» - правильно подбирают схематический рисунок к свойству « вода прозрачная» Взаимопроверка. Группы обмениваются карточками и выполняют проверку по слайду. По количеству верных ответов группа получает капельки. Верные ответы отмечаются жирной зелёной точкой( обучающиеся используют маркер).Неверные , красной точкой. Итак посмотрим следующий пункт плана нашего урока. « Состояния воды». _- Что вам известно о состояниях воды? - Сколько их? - Как они называются? Стратегия « Превращения» Обучающие получают деформированный текст. Части поменяны местами. Необходимо восстановить текст. Ответить на предложенные вопросы. Составить свой вопрос по тексту. Дополнить кластер. Критерии: - правильно располагают части текста - отвечают на вопросы -составляют свой вопрос к тексту - дополняют кластер необходимыми сведениями. « Волшебная лужа» Почему « волшебная»?-спросите вы. Потому что иногда лужа куда-то пропадала. В особенно жаркие, солнечные дни ей нужно было отправляться гулять. Наверное не так уж весело находиться всё время на одном месте. - Жила – была волшебная лужа. Не мелкая, не глубокая и даже полезная. Воробьи и голуби утоляли с её помощью жажду, а также устраивали в ней весёлые купания. Возвращалась лужа после дождя, свежая и отдохнувшая! Но случалось и так, что лужа превращалась в самый настоящий каток! Ну разве это не волшебство? Вопросы к тексту: 1. Куда пропадала лужа? ---------------------------------------------------------- 2. Почему возвращалась после дождя? --------------------------------------------------------- 3. Как ей удавалось превращаться в каток? ----------------------------------------------------------- 4. Составь свой вопрос к тексту. ---------------------------------------------------------------- Самопроверка текста по слайду. -И сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? (Вода бывает в трех состояниях – жидком, газообразном, твёрдом ) _-Где могли в жизни наблюдать три состояния воды? Опыт. Давайте посмотрим как и почему испаряется вода. Наберите в чайную ложку воды и подержите её над зажжённой свечой. - Вода испарилась. Какой вывод можно сделать? - Вода при нагревании испаряется или принимает газообразное состояние. -Какие ещё вещества могут испаряться? - Мы с вами ещё раз убедились в уникальности воды. - Демонстрация замороженных кубиков льда. - В каком состоянии перед нами находится вода? ( в твёрдом) И это тоже уникальное состояние воды. Дополните кластер. 3 состояния воды. ( приветствуются рисунки, схематичные изображения) Дескрипторы: - верно располагают части текста; - правильно отвечает на первый вопрос; - правильно отвечает на второй вопрос; - правильно отвечают на третий вопрос; - составляют свой вопрос; - дописывают в кластер твердое, жидкое и газообразное состояние воды; - делают записи( зарисовки) о том, где в жизни можно встретить разные состояния воды. -Подведём итог. -Назовите ещё раз свойства и состояния воды. -Подумайте какое ещё вещество имеет такие же свойства и может находиться в 3-х состояниях? -Означает ли это, что наша гипотеза, выдвинутая нами в начале урока, подтвердилась ,и вода является уникальным веществом? 5. Физминутка К речке мы идём купаться, Наклоняться, умываться, Вместе дружно поплывём, И обратно повернём, Полотенцем оботрёмся И друг другу улыбнёмся! И мы с вами приступаем к знакомству с третьим пунктом плана « Река Тобол» -Где в природе можно встретить воду? ( Моря, океаны, ручьи, реки, озёра, колодцы и т.д) -Мы с вами поговорим о реке Тобол, протекающей в нашей местности. Задания для 2-х групп. Изучить информацию о реке. Рассказать по заданному плану. Представить свой ответ в виде постера- рекламы.(Обучающие могут предоставлять имеющиеся знания, о которых не говорится в тексте) Критерии: 1. Рассказать о реке Тобол по заданному плану. 2. Представить ответ в виде постера - рекламы. Текст о Тоболе. На реке Тобол стоят города Казахстана – Лисаковск, Рудный, Костанай, российские - Курган, Тобольск . Кроме городов, на берегах этой спокойной и неторопливой реки расположено множество сел и деревень, жизнь которых немыслима без использования ее воды. Местные жители с радостью проводят время на берегах Тобола в любое время года — здесь всегда можно найти, чем заняться — летом купание, зимой катание на коньках и конечно же рыбалка круглый год. В реке много рыбы- карась, окунь, щука, лещ. Тобол — это источник жизни, радости, пищи и воды для сотен тысяч людей и животных, которые населяют его окрестности. План ответа. 1.Какие города стоят на реке Тобол? 2.Как проводят время местные жители на его берегах? 3. Какой рыбой богата река? 4.Закончи предложение. Тобол- источник…… ----------------------------------------------------------- Дескрипторы: 1.Пользуясь текстом отвечают на вопро 2. Пользуясь текстом, заканчивают предложение. 5. Красочно оформляют постер. Задание для 3,4 группы. Просмотр видеороликов об охране воды. Критерии: - рисуют знаки соответствующие заданию. - раскрывают содержание знаков. Нарисуйте знаки « Береги воду». -Расскажите, что вы узнали о загрязнении воды из видеоролика? - Как и почему нужно беречь и охранять воду? - Что для охраны воды можете сделать вы, дети? Группы , получившие одинаковые задания выступают поочерёдно. Обучающиеся других групп сравнивают выступления и называют достоинства и недостатки каждого выступления по заданным критериям. Оценивание. Ответ очень понравился- 3 капельки. Ответ недостаточно полный- 2 капельки. |