СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6 класса»

Дата: 13.11

Класс: 6

Тема: Словообразование имен существительных



Задачи урока:

Образовательные: 1. Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа слова.
2. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.

Развивающие: 1. Определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
2. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. 
3. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах.
4. Формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения).

Воспитательные:
1. Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. 
2. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.



Планируемые результаты:

Предметные:

1. Уметь выполнять морфемный разбор слова.

2. Уметь определять способ словообразования имён существительных. 

Познавательные:

  • Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

  • Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Регулятивные:

  • Высказывать предположения на основе наблюдений.

  • Формулировать тему урока и его цель (задачи).

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • Задавать вопросы, работать в группе, паре.

  • Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Строить связное монологическое высказывание.

Личностные:

1. Развивать эмоциональную сферу личности.
2. Формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Ход урока:

1. Организационный момент

- Приветствие.

- Проверка готовности к уроку.

- Введение в тему: «Сегодня мы будем изучать, как образуются существительные, какие способы словообразования существуют, и как с ними работать».

2. Актуализация знаний

Блиц-опрос.

- Что такое словообразование?

- Какие части слова вы знаете?

- Назовите примеры существительных, образованных от других частей речи.

Ответы учащихся:

- Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

- Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

3. Теоретический материал:

Имена существительные могут образовываться от различных частей речи:

  • от существительных: осина - подосиновик;

  • от глаголов: изучать - изучение;

  • от прилагательных: свежий - свежесть;

  • от наречий: сообща - сообщник;

  • от числительных: двое - двойка.

Способы образования имён существительных

• Приставочный - образование существительных с помощью присоединения приставки.

Пригород - приставка при- + город; прабабушка - приставка пра- + бабушка.

• Суффиксальный - образование существительных с помощью присоединения суффикса.

Мудрость - мудрый + суффикс -ость, ёжик - ёж + суффикс -ик.

• Приставочно-суффиксальный - образование существительных с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса.

Подснежник - приставка под- + снег (чередование

Г/Ж) + суффикс -ник (от сочетания «под снегом»); бессердечие - приставка бес- + сердце

(чередование Ц//Ч) + суффикс-и[і" (от сочетания «без сердца»).


В слове «бессердечие» последняя буква Е обозначает два звука — [j'] и [э]: j'] входит в

суффикс, а [э] является окончанием.

Сравни: бессердечия j'a], бессердечию (іʼу]. і']

остаётся на месте, а конечный гласный изменяется, поэтому только он относится к окончанию.



Приставочно-суффиксальный способ следует отличать от приставочного и суффиксального.

Пример:

слово «подсвечник» образовано приставочно-суффиксальным способом - путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, часто можно заменить сочетанием существительного с предлогом: подсвечник - под свечой, пришкольный - при школе.

• Бессуффиксный - образование существительных путём отсечения суффикса.


Гладь - гладкий (отсечение суффикса -к-), выход - выходить (отсечение суффиксов -и- и -ть).

  • Сложение основ или слов - образование существительных путём сложения основ или
    СЛОВ:

  • с помощью соединительных гласных 0 или Е: пароход (пар + о + ход), птицелов (птица + e + ловить);

  • без помощи соединительных гласных: диван-кровать (диван + кровать), вагон-ресторан (вагон + ресторан).

Имена существительные, образованные путём сложения, называют сложными.

• Сложение с суффиксацией - образование существительных путём сложения с одновременным прибавлением суффикса.

Мореплаватель - море + е + плавать + суффикс

  • тель; белоснежный - белый + о + снег (чередование Г//Ж) + суффикс -н(ый).

  • Аббревиация - образование существительных путём сложения двух и более слов и последующего их сокращения.

ВПР - Всероссийские проверочные работы, главбух

- главный бухгалтер.

Имена существительные, образованные таким способом, называют сложносокращёнными.

• Переход из одной части речи в другую.

Проездной билет, пройти в гостиную.

Такое образование существительных бывает в тех случаях, когда они указывают на предмет.

Переходить в существительные могут прилагательные и числительные.

Сравни:

больной (прилагательное) палец - доктор принимает больного (существительное); первое (числительное) место - на первое (существительное) был суп.



4. Практическая работа:

- Раздаточный материал с заданиями.

Задание 1: Найдите и запишите существительные, образованные от глаголов и прилагательных.

Задание 2: Придумайте свои примеры существительных, образованных с помощью разных суффиксов.



Примеры задания 1:

- от глагола: читать — читатель, играть — игрок.

- от прилагательного: умный — ум, быстрый — быстрота.



Примеры задания 2:

- от глагола: плавать — пловец, писать — писатель.

- от прилагательного: счастливый — счастье, тёплый — тепло.

Задание для групп:

Группа 1: Образовать существительные от глаголов и объяснить, какой суффикс был использован. Пример:

  • (писать → писатель)

  • (петь → певец)

Группа 2: Образовать существительные от прилагательных и объяснить, какой суффикс был использован. Пример:

  • (трудный → трудность)

  • (красивый → красота)

Группа 3: Образовать существительные с помощью суффиксов, обозначающих профессии или занятия. Пример:

  • (строить → строитель)

  • (читать → читатель)



5. Подведение итогов урока:

- Вопросы учащимся:

- Как вы понимаете словообразование?

- Какие способы словообразования существительных вы узнали?

- Приведите примеры существительных, образованных от глаголов и прилагательных.



Рефлексия:

- Ответьте на вопрос: «Какое правило по словообразованию существительных вам показалось самым интересным или сложным?»

6. Домашнее задание:

- Задание на закрепление:

1. Составьте 5 предложений с существительными, образованными с помощью суффиксов.

2. Придумайте 3 существительных, образованных от глаголов и 3 — от прилагательных.