Дата: 13.11
Класс: 6
Тема: Словообразование имен существительных
Задачи урока:
Образовательные: 1. Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа слова.
2. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.
Развивающие: 1. Определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
2. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
3. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах.
4. Формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения).
Воспитательные:
1. Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку.
2. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Уметь выполнять морфемный разбор слова.
2. Уметь определять способ словообразования имён существительных.
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
Регулятивные:
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему урока и его цель (задачи).
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Задавать вопросы, работать в группе, паре.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить связное монологическое высказывание.
Личностные:
1. Развивать эмоциональную сферу личности.
2. Формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему: «Сегодня мы будем изучать, как образуются существительные, какие способы словообразования существуют, и как с ними работать».
2. Актуализация знаний
Блиц-опрос.
- Что такое словообразование?
- Какие части слова вы знаете?
- Назовите примеры существительных, образованных от других частей речи.
Ответы учащихся:
- Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
- Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
3. Теоретический материал:
Имена существительные могут образовываться от различных частей речи:
от существительных: осина - подосиновик;
от глаголов: изучать - изучение;
от прилагательных: свежий - свежесть;
от наречий: сообща - сообщник;
от числительных: двое - двойка.
Способы образования имён существительных
• Приставочный - образование существительных с помощью присоединения приставки.
Пригород - приставка при- + город; прабабушка - приставка пра- + бабушка.
• Суффиксальный - образование существительных с помощью присоединения суффикса.
Мудрость - мудрый + суффикс -ость, ёжик - ёж + суффикс -ик.
• Приставочно-суффиксальный - образование существительных с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса.
Подснежник - приставка под- + снег (чередование
Г/Ж) + суффикс -ник (от сочетания «под снегом»); бессердечие - приставка бес- + сердце
(чередование Ц//Ч) + суффикс-и[і" (от сочетания «без сердца»).
В слове «бессердечие» последняя буква Е обозначает два звука — [j'] и [э]: j'] входит в
суффикс, а [э] является окончанием.
Сравни: бессердечия j'a], бессердечию (іʼу]. і']
остаётся на месте, а конечный гласный изменяется, поэтому только он относится к окончанию.
Приставочно-суффиксальный способ следует отличать от приставочного и суффиксального.
Пример:
слово «подсвечник» образовано приставочно-суффиксальным способом - путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, часто можно заменить сочетанием существительного с предлогом: подсвечник - под свечой, пришкольный - при школе.
• Бессуффиксный - образование существительных путём отсечения суффикса.
Гладь - гладкий (отсечение суффикса -к-), выход - выходить (отсечение суффиксов -и- и -ть).
с помощью соединительных гласных 0 или Е: пароход (пар + о + ход), птицелов (птица + e + ловить);
без помощи соединительных гласных: диван-кровать (диван + кровать), вагон-ресторан (вагон + ресторан).
Имена существительные, образованные путём сложения, называют сложными.
• Сложение с суффиксацией - образование существительных путём сложения с одновременным прибавлением суффикса.
Мореплаватель - море + е + плавать + суффикс
Аббревиация - образование существительных путём сложения двух и более слов и последующего их сокращения.
ВПР - Всероссийские проверочные работы, главбух
- главный бухгалтер.
Имена существительные, образованные таким способом, называют сложносокращёнными.
• Переход из одной части речи в другую.
Проездной билет, пройти в гостиную.
Такое образование существительных бывает в тех случаях, когда они указывают на предмет.
Переходить в существительные могут прилагательные и числительные.
Сравни:
больной (прилагательное) палец - доктор принимает больного (существительное); первое (числительное) место - на первое (существительное) был суп.
4. Практическая работа:
- Раздаточный материал с заданиями.
Задание 1: Найдите и запишите существительные, образованные от глаголов и прилагательных.
Задание 2: Придумайте свои примеры существительных, образованных с помощью разных суффиксов.
Примеры задания 1:
- от глагола: читать — читатель, играть — игрок.
- от прилагательного: умный — ум, быстрый — быстрота.
Примеры задания 2:
- от глагола: плавать — пловец, писать — писатель.
- от прилагательного: счастливый — счастье, тёплый — тепло.
Задание для групп:
Группа 1: Образовать существительные от глаголов и объяснить, какой суффикс был использован. Пример:
(писать → писатель)
(петь → певец)
Группа 2: Образовать существительные от прилагательных и объяснить, какой суффикс был использован. Пример:
(трудный → трудность)
(красивый → красота)
Группа 3: Образовать существительные с помощью суффиксов, обозначающих профессии или занятия. Пример:
(строить → строитель)
(читать → читатель)
5. Подведение итогов урока:
- Вопросы учащимся:
- Как вы понимаете словообразование?
- Какие способы словообразования существительных вы узнали?
- Приведите примеры существительных, образованных от глаголов и прилагательных.
Рефлексия:
- Ответьте на вопрос: «Какое правило по словообразованию существительных вам показалось самым интересным или сложным?»
6. Домашнее задание:
- Задание на закрепление:
1. Составьте 5 предложений с существительными, образованными с помощью суффиксов.
2. Придумайте 3 существительных, образованных от глаголов и 3 — от прилагательных.