© 2024, Баранова Марта Сергеевна 82 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Гигиена нервной системы»
Цель: Ознакомление с факторами, укрепляющими и ослабляющими здоровье, с влиянием на нервную систему никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ; развитие таких мыслительных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение; содействие гигиеническому воспитанию и развитию нравственных качеств личности.
Задачи:
Обучающие: ознакомление с понятиями «стресс» и «дистресс», их влиянием на здоровый образ жизни; познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность; углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье; продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.
Развивающие: повысить уровень умения составлять опорные схемы, работать с наглядными источниками информации, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания в практической ситуации, проводить и анализировать эксперимент, анализировать и оценивать свою деятельность.
Воспитательные: продолжить формирование у учащихся базовых национальных ценностей - человек, труд, жизнь и здоровье, оказать положительное влияние на профессиональное самоопределение учащихся.
Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Заслушивание сообщений. Обсуждение вопросов в конце параграфа.
Объявление темы урока.
3. Изучение нового материала:
Вопрос: что такое гигиена?
Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.
Из самого определения «гигиена» вытекает задача нашего урока:
Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.
Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.
Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье?
Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Учёные подсчитали, что на здоровье человека:
в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,
в 20% - наследственность,
в 20% состояние окружающей среды и только
в 8,5% - здравоохранение.
Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.
Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?
Давайте проверим все ли факторы мы назвали?
Факторы укрепляющие здоровье:
Четкий режим дня
Высокая двигательная активность
Сбалансированное питание
Постоянное общение с природой
(просмотр слайда)
Факторы ослабляющие здоровье:
Нерегулярный отдых
Низкая двигательная активность
Нерегулярное питание
Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени
Конфликтные ситуации
Вредные привычки
Давайте рассмотрим, что оказывает отрицательное воздействие на нервную систему? В наше нестабильное время вы очень часто слышите о том, что большинство людей в стране находятся в стрессовом состоянии. Как вы понимаете, что такое «стресс», с чем у вас ассоциируется это понятие? (0бычно школьники ассоциируют это понятие с какими-то разрушающими факторами или болезненным состоянием).
Разбираем понятие «стресс» по Г.Селье (используем памятку).
Текст памятки
Стресс | Дистресс |
1. Страдание от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел. Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить. | 1. Оценивать ситуацию, как трагически безысходную. Страдать от оскорблений недостойных людей. |
Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.
Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.
Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.
Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.
Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.
Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть.
Давайте рассмотрим стадии стресса
1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)
2 стадия – адаптации
Но если стресс не снимается - наступает
3 стадия – истощение – дистресс!
В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы (беседуем по памятке).
Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска. Работа в группах по рассмотрению следующих задач.
Текст памятки
Твой и наш враг! | Давление среды – сигареты! | Наркомания – путь в бездну! |
«Пьянство - есть упражнение в безумии». (Пифагор) Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков. Последствия:
Деградация личности!!! «Употребление спиртных напитков - скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность». (Ф.М. Достоевский)
| «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг». (Английская народная пословица) Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни! Состав табачного дыма, поступающего в организм:
Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость. Последствия:
Скажи себе: «Нет!» Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей. Человек с сильной волей никогда не начнет курить! | Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние. А что потом? Наркотический ад!!! Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания. Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания. Последствия:
И еще: Наркомания и токсикомания – это всегда преступность! Наркомания – это неизлечимо! |
4.Закрепление
Тест на закрепление
Выберите утверждения, знание которых помогает в формировании правильного образа жизни.
1. У Оскара Уайльда есть афоризм: «Самый простой способ избегнуть соблазна – поддаться ему».
2. Табак в сигаретах является наркотиком.
3. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.
4. Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного.
5. Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма.
6. Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво.
7. Пока человек не колется, он не наркоман.
8. Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом.
9. Люди, употребляющие наркотики, вредят не только себе.
10. «Пассивные» курильщики страдают больше.
Дешифратор: 2, 5, 6, 8, 9, 10.
Я думаю, что этот урок вас заинтересовал. Мы затронули многие проблемы, которые волнуют, как взрослых, так и подростков. Будем ли мы здоровы?! Во многом зависит от нас самих.
Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?
5. Информация о домашнем задании
Домашний задание: §10; §5-9 повторить
6.Итоги урока. Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего урока:
-что мы изучили?
-как вы думаете достигли ли мы цели урока?
-все ли было вам понятно?
-все ли понравилось?