СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 9 классе по теме "Построение диаграмм и графиков"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 9 классе по теме "Построение диаграмм и графиков"»

Разработка урока по теме:

"Построение диаграмм и графиков"


Предмет: Информатика.

Раздел программы: "Обработка числовой информации".

Тема урока: "Построение диаграмм и графиков".

Класс - 9

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: Создать условия для формирования понятий "диаграмма", "график" и развитие навыков самостоятельной работы по построению диаграмм и графиков по данным электронной таблицы.

Решаемые учебные задачи:

систематизация и расширение представлений учащихся о возможности визуализации данных в электронных таблицах;

знакомство с диаграммами разных типов;

активизация познавательных интересов, развитие навыков работы по построению диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Предметный результат: приобретут навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах, ввода данных в готовую таблицу, изменения данных, перехода к графическому представлению.

Личностный результат: представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

-формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);

- умение формулировать проблему и находить способы ее решения;

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения.

Познавательные:

- умение отображать учебный материал, выделять существенное, формирование обобщенных знаний;

- умение структурировать знания;

- рефлексия способов и условий действия, контроль о оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Основные понятия: диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории.

Дидактические материалы: карточки с заданиями, карточки "Опорный конспект", карточки с практической работой..

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учащихся, учебник.

Программное обеспечение: табличный процессор MS Excel

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятия: словесный (рассказ), наглядный (презентация), практический (практическая работа).

Межпредметные связи: математика.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационно - мотивационный этап (2 мин)

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Готовятся к работе.



Приветствует гостей.

Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.






- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке присутствуют все? Спасибо.

Говорят, Знания  это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайным!

- Ребята, мы начинаем наш урок. Разрешите его начать с эпиграфа:

Слайд 2 Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,

Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,

Использовать Excel нам нужно без сомнения.

Слайд 3 - У вас на парте лежит лист вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. Отметьте на нем по 5-бальной системе свое настроение, самочувствие в начале урока.


Личностные: самоорганизация


Регулятивные: целеполагание


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2. Актуализация знаний (7 мин)

Цель этапа:

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлых уроков


Отвечают на вопросы.

Выполняют задание. Вспоминают изученный материал.

Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения.

- Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 9 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свой порядковый номер в журнале, но это не просто номер - это реальный человек со своей жизнью и интересами.

Слайд 4 - На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним ранее изученный материал.

- У каждого из вас на парте лежат листки разного цвета. Если у вас лист красного цвета, то вам необходимо выполнить задание, которое находится на листке у доски (Приложение 2). Зеленый лист – выполните задания, которые я вам предлагаю (на листке представлены задания) (Приложение 3), ответы запишите на бланках ответов, а желтый лист – работаем со мной вместе. Я называю начало предложения или задаю вопрос, а вы даете правильный ответ (Приложение 1).

Слайд 5-6 – Проверим задания выполненные на доске.

Понимать для чего необходимо знать о MS Excel.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Личностные:

осознание своих возможностей


Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в коллективе


Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать цели

3. Определение темы и цели урока. (8 мин)

Цель этапа:

Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.









Выполняют задание, слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы.

Пытаются формулировать тему, цель и план урока.

Подводит учащихся к теме и цели урока.

Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы


- Каждый учитель в начале урока произносит замечательное слово «Здравствуйте».

Это значит, что учитель желает своим ученикам ЗДОРОВЬЯ. Я не просто так заговорила о здоровье.
Какие устройства, находящиеся в классе, оказывают влияние на Ваше здоровье? (Компьютеры)

- Правильно. Но помимо компьютеров у нас у каждого находятся еще устройства, которые оказывают влияние на здоровье каждого из нас. Что это? (Сотовые телефоны).

О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран.

Слайд 7 Прочитайте ее каждый.

Что вы можете сказать о воздействии вашего сотового телефона на ваше здоровье?

В каком виде представлена информация? ( В текстовом виде).

-Как можно быстрее ответь на вопросы.

  • Легко ли Вам воспринимать величины, записанные в тексте?

  • Определите, какой телефон оказывает излучение в большей степени, а какой – в меньшей?

  • Какой телефон больше всех влияет на зрение?

  • Какой телефон меньше остальных способствует нарушению фаз сна?

  • - Я вижу, что такие простые вопросы вызывают замешательство и вам требуется достаточно много времени, чтобы ответить на них. Но оказывается на вопросы можно ответить почти мгновенно. Как вы думаете в каком виде эта же информация будет лучше и быстрее восприниматься человеком?

-Представить информацию в графическом виде.

- Т.е. можно сказать, что информация, представления в графической форме, увеличивает наглядность.

Прошу вас попробовать представить этот текст в графической форме. Очень долгий процесс. (Проблемная ситуация)

Табличный процессор Microsoft Excel позволяет обрабатывать большое количество числовой информации и представлять ее в графическом виде с помощью диаграмм и графиков и ответы на все вопросы будут найдены очень быстро. (Еще раз отвечают на вопросы). Слайды 810

- Умеете ли вы строить диаграммы и графики?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 11 - Построение диаграмм и графиков.

- Открываем тетради, записываем тему урока.

- Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?

Слайд 12 - Познакомиться с понятиями "диаграмма" и "график"; научиться строить диаграммы и графики.


Регулятивные:

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

- определение последовательности действий на уроке.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Открытие нового знания. (10 мин)

Цель – организовать осмысленное восприятие новой информации.



Слушают, запоминают, заполняют опорный конспект, отвечают на вопросы учителя.











































Изложение учебного материала с использованием презентации диалог с учащимися.



Работа с учебником.




- Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью знаний пользователя в области прикладного программного обеспечения. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
Слайд 13 Средства программы MS Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы, и помещать их в той же самой рабочей книге.

Слайд 14 - Открываем учебник на с. 140 и составляем опорный конспект. Надо записать определение, типы диаграмм.

- Проверяем.

- Что такое диаграмма?

Слайд 15 Диаграммасредство наглядного графического представления количественных данных. Диаграммы предназначены для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины и слежения за изменением их значений.

- Назовите типы диаграмм, о которых вы прочитали?

Слайд 16 График – отображение зависимости значений одной величины от другой. Графики используются для отображения зависимости значений одной величины (функции) от другой (аргумента); графики позволяют отслеживать динамику изменения данных.

Слайд 17 Круговые диаграммы используются для отображения величин (размеров) частей некоторого целого; в них каждая часть целого представляется как сектор круга, угловой размер которого прямо пропорционален величине (размеру) части.

Слайд 18 Гистограммы (столбчатые диаграммы) используются для сравнения нескольких величин; в них величины отображаются в виде вертикальных или горизонтальных столбцов.

Слайд 19 Ярусные диаграммы (гистограмма с накоплением) дают представление о вкладе каждой из нескольких величин в общую сумму; в них значения нескольких величин изображаются объединёнными в одном столбце.

Слайд 20 -На слайде изображены разные типы диаграмм. Рассмотрите и ответьте на вопросы.

  1. - Какой процент учеников получили оценку 3?

  2. 10% учеников получили оценку 3.

    1. - Из какой диаграммы вы получили эту информацию? Круговая диаграмма

    2. - Назовите количество человек, получивших оценку "3"?

    3. 3 человека

    4. Из какой диаграммы вы получили эту информацию? Гистограмма

  1. - Для чего используется график?

  2. Графики используются для отображения зависимости значений одной величины от другой.

  3. - Что показывает график в данном примере?

  4. График показывает изменение атмосферного давления

  5. - В какой из дней давление было максимальным?

  6. 5 мая

  7. - Чему оно равно?

  8. Давление равно 760 мм.рт.ст

  9.  Молодцы!

- Давайте рассмотрим алгоритм построения диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel, а также познакомимся с основными объектами диаграмм

- Откройте учебник на с. 144 и найдите под управлением чего строятся диаграммы в электронных таблицах.

С помощью Мастера диаграмм

Слайд 21 - Сколько шагов имеет Мастер диаграмм? Найдите в учебнике и прочитайте.

Слайд 22 - Давайте рассмотрим основные элементы диаграммы.

- Заполните лист вашего настроения и самочувствия в середине урока.

Знает определение "диаграмма" и типы диаграмм

Личностные:

осознание значимости темы

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сохраняют, решают

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания

Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)


5. Физкультминутка (1 мин)

Цель:

Снятие физического и умственного напряжения.


Учащиеся выполняют упражнения


Учитель показывает упражнения


Слайд 23

-Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.

Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь изо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.

А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.

И вот бал начался и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места.

- Молодцы!

.

Личностные:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

6. Этап закрепления (первичное закрепление и применение знаний) (5 мин)

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания, применение на практике.



Выполняют задание







Организует выполнение задания, инструктирует, корректирует работу учащихся.











Слайд 24 - Выполните задание на слайде.

- Молодцы!

Умеет правильно выполнять задание.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации,

умение планировать свою трудовую деятельность

7. Практическое применение знаний и формирование умений и навыков.

(8 мин)

Цель: закрепить полученные знания (применение полученного знания в практике)

Выполняют практическую работу, уценивают свою деятельность, задают вопросы.

Корректирует деятельность обучающихся в процессе практической работы; контролирует и консультирует обучающихся, напоминает правила ТБ.

Слайд 25 - Сейчас мы с вами научимся строить диаграммы и графики в электронной таблице. Назовите основные правила ТБ при работе на компьютере.

- Запустите программу MS Excel.

- Выполните задания на листках.



Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

- обще учебное умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок(3 мин)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Организует рефлексию.

Организует оценку и самооценку учебной деятельности.

Слайд 26

- Теперь настала пора подвести итого нашего урока.

- Чему я научился?

- Что нового узнал?

- Удовлетворен ли я своей работой?

- И в конце урока мне бы хотелось вас попросить построить еще один график – график вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. Отметьте свое настроение, самочувствие в конце урока и, соединив точки, вы получите график.

- Молодцы! Спасибо за работу.


Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные:

умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения

13. Домашнее задание (1 мин)

Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочее место.

Объясняет задание

Слайд 27 Подготовиться к проверочной работе по 3 главе.