СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 8 классе по теме: «Реакции обмена»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть сущность реакций обмена; научить учащихся составлять уравнения химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 8 классе по теме: «Реакции обмена»»

Конспект урока химии в 8 классе

по теме: «Реакции обмена»


Цели урока:

- образовательная: рассмотреть сущность реакций обмена; научить учащихся составлять уравнения химических реакций.

- воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

- развивающая: развитие умения расстановки коэффициентов; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; продолжать формирование умений работать с учебником;

Методы: частично-поисковый с элементами лабораторной работы

Оборудование: АРМ учителя; ЦОР; раздаточный материал «Уравнения химических реакций»; химические реактивы и оборудование.

Прогнозируемый результат:

-развитие умения составлять уравнения химических реакций и определять тип реакций;

-развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;

-развитие умения работать с источниками информации;

-развитие умения вести диалог.

Тип урока: комбинированный


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Динамическая пауза.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.





РЕАКЦИИ ОБМЕНА

Ход урока.

I. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, поэтому я хочу уточнить организационные моменты. Вы должны:

1. Соблюдать правила поведения во время урока и внимательно слушать учителя.

2. Активно работать на уроке и отвечать на вопросы учителя. За правильные ответы вы будете получать жетоны и в конце урока, трое самых лучших учеников, получат тематический приз.

3. С пониманием отнестись к тому, если урок немного продолжится после звонка.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

И начать урок я хочу с загадки:

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества Что же это за явления? ( химические реакции)

Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?

( ответ детей)

Учитель: С какими тремя типами химических реакций мы познакомились на предыдущих уроках?

(ответы детей)

Учитель: Хорошо, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. На слайде 4 химических реакций, 3 из них вам знакомы, а одна является «лишней», т.е. еще неизученной нами. Вам необходимо определить тип химических реакций, записать уравнения и расставить коэффициенты, поэтому открываем тетради, записываем сегодняшнее число – 7 марта и приступаем к выполнению заданий.

( 2 человека работают у доски, затем сверка ответов с объяснениями).

Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать тип реакции.

H2 + Cl2 → 2HCl

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

2HgO → 2Hg + O2

NaOH + HCl →… + …

Учитель: Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций.

/Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.

Вопрос: Что мы сделали? /Обменялись/.

III. Изучение нового материала.

И эти реакции получили название реакции обмена. Запишем тему урока: реакции обмена.

Тема урока : «Реакции обмена». (Слайд 11) /Записывают в тетрадях/.

Вопрос: Какая реакция называется реакцией обмена?



Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями

АВ + СД → АД + СВ

Демонстрационный опыт. (В ходе опыта обязательно обращать внимание на среду раствора)

NaOH + фенофталеин + H2SO4 → раствор обесцветился. Какая среда?

среда /нейтральная/

окраска малиновая кислотная

какая среда? /щелочная/

Реакция между основанием и кислотой, называется реакцией нейтрализации.

Это частный случай большого типа реакций обмена.

2. Прежде, чем мы приступим к практике, давайте вспомним основные правила техники безопасности в кабинете химии при проведении лабораторных работ. (беседа по Т.Б.).

Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.





Инструкция «Реакции обмена»

Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей.

Опыт 1. В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSOи прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Опыт 2. В пробирку с осадком гидроксида меди (II) Cu(OH)2 прилейте соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Опыт3. В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.



Лабораторный опыт №1 /учащиеся делают на местах/.

В пробирку налить раствор CuSO4 и прилить раствор NaOH. Что наблюдаем?

Выпал осадок.

Запишем уравнение реакции на доске.

2NaOH + CuSO→ Cu(OH)2↓ + Na2SO4. (Слайд 13)

Мы видели выпадение осадка. Какое же вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu(OH)2 нерастворимо, следовательно именно оно выпало в осадок. Осадок обозначается стрелкой вниз ↓.

Вывод: Выпадение осадка одно из условий того, что реакция идёт до конца.



Лабораторный опыт №2 /учащиеся делают на местах/.

Взять пробирку с осадком Cu(OH)2 и прилить к нему HCl.

Что наблюдаете? Осадок растворился.

Чтобы определить продукты реакции запишем уравнение реакции.

Cu(OH)2 + 2 HCl → CuCl2 + 2H2O

Образовалась вода. (Слайд 14)



Вывод: Если в результате реакции образуется вода, то такие реакции

протекают до конца.



Лабораторный опыт №3 /учащиеся делают на местах/.

В пробирку налить раствор Na2CO3 и осторожно прилить раствор HCl.

Что наблюдаете? Образование газа.

Запишем уравнение реакции

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2CO3

В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, т.к. является нестойкой и легко разлагается на воду и соответствующий оксид. (степень окисления углерода в кислоте и оксиде одинаковая + 4).

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O

Оксид обозначается стрелкой вверх ↑. (Слайд 15)

Вывод: Если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция

идет до конца (т.е. практически возможна).



Учитель: Мы с вами выяснили, что химические реакции обмена идут до конца в нескольких случаях. Назовите их.

( ребята отвечают)

Учитель: Обратите своё внимание ещё раз на экран:

Если выделился газ – это раз!

И получится вода – это два!

А еще нерастворимый осаждается продукт…

«Есть осадок», говорим мы – это третий важный пункт!

Химик «правила обмена» не забудет никогда:

В результате – непременно будет газ или вода.

Выпадает осадок – вот тогда порядок!





IV. Закрепление.

1) Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. (Слайд 16)

CuO + H2 = Cu + H2O

NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2

CaO + H2O → Ca(OH)2

2H2O = 2H2 + O2

3Ca(OH)2 + 2H3PO→ Ca3(PO4)2 + +6H2O

CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl



2) Самостоятельная работа.

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

1 вариант 2 вариант

а) NaOH + HCl →  а) Na2CO3 + HNO3 →;

б) Al(OH)3 + H2SO4 →;  б) NaI + Pb(NO3)2 →

в) Ca(OH)2 + HCl →; в) CuO + H2SO4 →

г) CaCO3 + HCl →; г) KOH + CuSO4 →

д) KOH + H2SO4 →. д) BaCl2 + AgNO3 →.



V. Подведение итогов.

Вернемся к теме сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставили в начале урока?

К какому выводу мы пришли?



Домашнее задание:

§ 33 упр. 3

Объявление оценок.