ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Урок литературы в 6 классе
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
Восточное сказание
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Корнилова Светлана Ивановна
г. Октябрьский
2018 г.
Урок литературы в 6а классе на тему:
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Восточное сказание
Цель урока: продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова, читать и анализировать балладу «Три пальмы», развивать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста;
расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения;
обогатить словарный запас обучающихся.
Коррекционно-развивающая:
развивать и корригировать внимание и связную речь на основе формирования грамматического строя речи, слухо-зрительного восприятия речи, правильного произношения.
Коррекционно-воспитательная:
помочь обучающимся почувствовать красоту художественного слова;
формировать чуткое и бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
· ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
· коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;
· эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, практическая работа по выявлению аллитерации и ее роли в стихотворении), индивидуальная (выразительное чтение).
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, мультимедийная презентация,
Основные понятия и термины: баллада, сюжет, эпитет, проблема произведения.
Ход урока
Организационный момент. Слово учителя (слайд).
- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! (Слайд 1)
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! (Слайд 2)
Я очень рада видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Литературы. Удачи вам и новых открытий!
- Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. (Обучающиеся называют) Правильно, молодцы!
Проверьте, ребята, все ли у вас готово для работы: учебники, ручки, карандаши, тетради. Готовы? Тогда за работу!
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. А сейчас, ребята, запишите число и классную работу.
Тема на доске закрыта. (Слайд 3)
- Ребята, послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Кто его автор?
Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он каждому сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить миф воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.
На экране:
- Чей портрет вы видите?
(Портрет М.Ю. Лермонтова)
- С каким стихотворением мы будем сегодня работать? Как вы догадались? (по домашнему заданию).
На доске открывается тема урока: (Слайд 4)
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Восточное сказание.
- Давайте определим цель урока (по слайду). (Слайд 5)
(Мы продолжим знакомство с творчеством …,
Расширим свои представления о …,
Научимся анализировать…)
Проверка домашнего задания (Слайд 6)
- Что было задано на дом? (составить словарики к стихотворению)
Словарная работа (обучающиеся зачитывают словарики).
ПАЛЬМА – дерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными листьями.
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
- Валек, какое у тебя было задание? (найти значение термина баллада)
БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. (Слайд 7)
(На доске открывается карточка)
- Слава, какой термин должен был найти ты? (найти значение термина сюжет)
СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. (Слайд 8)
(На доске открывается карточка)
- Вы хорошо постарались, ребята, выполняя домашнее задание. А теперь переходим к новой теме.
4. Изучение новой темы (Слайд 9)
- Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники, интересовался миром Востока.
- Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.
1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)
2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)
3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)
4. Какие деревья там растут? (пальмы)(150-200лет растёт финиковая пальма)
5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)
5. Прослушивание текста баллады (с использованием презентации).
- А сейчас я предлагаю вам прослушать балладу М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Внимание на экран! (Слайд 10)
В песчаных степях аравийской земли (Слайд 11)
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”
И только замолкли – в дали голубой (Слайд 12)
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван: (Слайд 13)
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал, (Слайд 14)
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом – (Слайд 15)
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
6. Беседа по первичному восприятию стихотворения. (Слайд 16)
- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение? (Песок, три пальмы, ручей)
- Какое настроение переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)
- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)
7. Постановка проблемного вопроса. (Слайд 17)
Проблемный вопрос
- Так о чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?
Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно сделать? (Проанализировать текст)
8. Физминутка. (Слайд 18)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
«Моргание»
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.
«Прищепочки»
Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
9. Упражнения на закрепление восприятия стихотворения.
1) А теперь, ребята, поработаем над текстом баллады.
Упражнение «Корректор».
Сейчас вы будете работать в группах по 2 человека (попарно). Вспомните правила, как нужно работать в группах (Слайд 19).
Правила работы в группе
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;
осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд. (Слайд 20)
Вам предлагаются карточки, из которых вы должны составить план баллады путем совместной работы в паре. Карточки у вас на партах посередине.
Гибель пальм.
Появление каравана.
Жизнь гордых пальм в пустыне.
Описание бесплодной пустыни.
Обращение пальм к Богу.
Пальмы встречают гостей.
Работа в группах. По ходу работы – проверка учителем.
По окончании работы восстанавливается правильный порядок плана на доске (участниками одной из групп).
1) Жизнь гордых пальм в пустыне.
2) Обращение пальм к Богу.
3) Появление каравана.
4) Пальмы встречают гостей.
5) Гибель пальм.
6) Описание бесплодной пустыни.
- Молодцы, ребята! Вы умеете сотрудничать в группах! А сейчас – следующее задание.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
Упражнение «Найди эпитет».
- Вспомним, что такое эпитет. Даша, что такое эпитет? На какие вопросы он отвечает?
Эпитет – художественное определение, отвечает на вопрос Какой? Какая? Какие? (Слайд 21)
(На доске открывается карточка)
- Это задание вы будете выполнять индивидуально. Возьмите карточку с края парты.
Пальмы .
Почвы .
Волною .
Лучей .
Песков .
Странник .
Влаге .
Листья .
Ручей .
Приговор .
Карточки (облегченный уровень)
Пальмы (какие?) .
Почвы (какой?) .
Волною (какой?) .
Лучей (каких?) .
Песков (каких?) .
Странник (какой?) .
Влаге (какой?) .
Выполнение задания индивидуально. По ходу работы – проверка учителем.
Проверка по слайду. (Слайд 22)
Пальмы гордые .
Почвы бесплодной .
Волною холодной .
Лучей знойных .
Песков летучих .
Странник усталый .
Влаге студеной .
Листья роскошные .
Ручей звучный .
Приговор святой .
10. Работа над проблемным вопросом урока. (Слайд 23)
- А сейчас, ребята, вернемся к анализу стихотворения.
Беседа по вопросам.
- Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)
- Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).
- Почему пальмы стали роптать на Бога? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).
- Как поступили люди с пальмами? Было ли это оправданно?
- Что осталось от цветущего оазиса после ухода людей? (Живительный уголок превратился в никому не нужное, дикое и пустое место).
- Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Так о чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?
(Баллада Лермонтова касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).
11. Обращение к современности.
- Ребята, современно ли стихотворение Лермонтова? Важны ли для нас сегодня экологические проблемы? (обучающиеся высказывают свои мнения) (Слайд 24)
В настоящее время проблемы экологии стоят очень остро, в том числе и в Башкортостане. Загрязняются воздух, реки, почва. В целях сохранения природы создаются заповедники, например, заповедник Шульган-Таш. (Слайд 25)
Основная цель создания - охрана популяции башкирских диких пчел (единственный в мире заповедник, охраняющий аборигенных пчел); а также охрана горно-таежных экосистем предгорий Южного Урала. Кроме того, в пределах заповедника находится одна из известнейших карстовых пещер мира – Каповая.
(Слайд 26)
А сейчас перед вами Красная книга Республики Башкортостан — перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Республики Башкортостан.
12. Итоги урока. (Слайд 27)
- Сегодня мы изучали балладу М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?
Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;
стремиться к достойной жизни;
быть добрыми;
ценить жизнь.
13. Домашнее задание (Слайд 28)
Задание по выбору:
научиться выразительно читать балладу;
нарисовать иллюстрацию к балладе.
14. Рефлексия.
- А сейчас для вас – подарок из южных стран. Я приготовила для вас плоды финиковой пальмы – финики. Сейчас каждый из вас возьмет один финик и скажет, чему он научился на сегодняшнем уроке.
(Угощение детей и гостей)
- Сегодня вы хорошо поработали. (Выставление оценок) (Слайд 29)
- Спасибо за работу! До новых встреч и открытий!