СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Восточное сказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя актуализацию имеющихся у обучающихся знаний по теме, изучение новой темы, закрепление материала. К работе были привлечены все обучающиеся без исключения. На протяжении всего урока я побуждала детей думать, рассуждать, делать доступные выводы. Использовала методы и приемы педагогики сотрудничества.  Были использованы фронтальные, групповые (парные) и индивидуальные формы работы. Дети совместно выполняли задания, принимали общие решения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Восточное сказание"»

ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья





Урок литературы в 6 классе

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Восточное сказание

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Корнилова Светлана Ивановна



г. Октябрьский

2018 г.

Урок литературы в 6а классе на тему:

М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Восточное сказание

Цель урока: продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова, читать и анализировать балладу «Три пальмы», развивать навыки анализа поэтического текста.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста;

расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения;

обогатить словарный запас обучающихся.

Коррекционно-развивающая:

развивать и корригировать внимание и связную речь на основе формирования грамматического строя речи, слухо-зрительного восприятия речи, правильного произношения.

Коррекционно-воспитательная:

помочь обучающимся почувствовать красоту художественного слова;

формировать чуткое и бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

· ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

· коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

· эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, практическая работа по выявлению аллитерации и ее роли в стихотворении), индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, мультимедийная презентация,

Основные понятия и термины: баллада, сюжет, эпитет, проблема произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя (слайд).

- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! (Слайд 1)

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! (Слайд 2)

Я очень рада видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Литературы. Удачи вам и новых открытий!

- Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. (Обучающиеся называют) Правильно, молодцы!

Проверьте, ребята, все ли у вас готово для работы: учебники, ручки, карандаши, тетради. Готовы? Тогда за работу!

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. А сейчас, ребята, запишите число и классную работу.

Тема на доске закрыта. (Слайд 3)

- Ребята, послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Кто его автор?

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

На экране:

- Чей портрет вы видите?

(Портрет М.Ю. Лермонтова)

- С каким стихотворением мы будем сегодня работать? Как вы догадались? (по домашнему заданию).

На доске открывается тема урока: (Слайд 4)

М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Восточное сказание.

- Давайте определим цель урока (по слайду). (Слайд 5)

(Мы продолжим знакомство с творчеством …,

Расширим свои представления о …,

Научимся анализировать…)

  1. Проверка домашнего задания (Слайд 6)

- Что было задано на дом? (составить словарики к стихотворению)

Словарная работа (обучающиеся зачитывают словарики).

ПАЛЬМАдерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными листьями.

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

- Валек, какое у тебя было задание? (найти значение термина баллада)

БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. (Слайд 7)

(На доске открывается карточка)

- Слава, какой термин должен был найти ты? (найти значение термина сюжет)

СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. (Слайд 8)

(На доске открывается карточка)

- Вы хорошо постарались, ребята, выполняя домашнее задание. А теперь переходим к новой теме.

4. Изучение новой темы (Слайд 9)

- Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники, интересовался миром Востока.

- Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)(150-200лет растёт финиковая пальма)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

5. Прослушивание текста баллады (с использованием презентации).

- А сейчас я предлагаю вам прослушать балладу М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Внимание на экран! (Слайд 10)

В песчаных степях аравийской земли (Слайд 11)
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой (Слайд 12)
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван: (Слайд 13)
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал, (Слайд 14)
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом – (Слайд 15)
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

6. Беседа по первичному восприятию стихотворения. (Слайд 16)

- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение? (Песок, три пальмы, ручей)

- Какое настроение переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)

7. Постановка проблемного вопроса. (Слайд 17)

Проблемный вопрос

- Так о чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно сделать? (Проанализировать текст)

8. Физминутка. (Слайд 18)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

«Моргание»

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

«Прищепочки»

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

9. Упражнения на закрепление восприятия стихотворения.

1) А теперь, ребята, поработаем над текстом баллады.

Упражнение «Корректор».

Сейчас вы будете работать в группах по 2 человека (попарно). Вспомните правила, как нужно работать в группах (Слайд 19).

Правила работы в группе

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;

  • осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд. (Слайд 20)

Вам предлагаются карточки, из которых вы должны составить план баллады путем совместной работы в паре. Карточки у вас на партах посередине.

Гибель пальм.

Появление каравана.

Жизнь гордых пальм в пустыне.

Описание бесплодной пустыни.

Обращение пальм к Богу.

Пальмы встречают гостей.

Работа в группах. По ходу работы – проверка учителем.

По окончании работы восстанавливается правильный порядок плана на доске (участниками одной из групп).

1) Жизнь гордых пальм в пустыне.

2) Обращение пальм к Богу.

3) Появление каравана.

4) Пальмы встречают гостей.

5) Гибель пальм.

6) Описание бесплодной пустыни.

- Молодцы, ребята! Вы умеете сотрудничать в группах! А сейчас – следующее задание.

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Упражнение «Найди эпитет».

- Вспомним, что такое эпитет. Даша, что такое эпитет? На какие вопросы он отвечает?

Эпитет – художественное определение, отвечает на вопрос Какой? Какая? Какие? (Слайд 21)

(На доске открывается карточка)

- Это задание вы будете выполнять индивидуально. Возьмите карточку с края парты.

Пальмы .

Почвы .

Волною .

Лучей .

Песков .

Странник .

Влаге .

Листья .

Ручей .

Приговор .

Карточки (облегченный уровень)

Пальмы (какие?) .

Почвы (какой?) .

Волною (какой?) .

Лучей (каких?) .

Песков (каких?) .

Странник (какой?) .

Влаге (какой?) .

Выполнение задания индивидуально. По ходу работы – проверка учителем.

Проверка по слайду. (Слайд 22)

Пальмы гордые .

Почвы бесплодной .

Волною холодной .

Лучей знойных .

Песков летучих .

Странник усталый .

Влаге студеной .

Листья роскошные .

Ручей звучный .

Приговор святой .

10. Работа над проблемным вопросом урока. (Слайд 23)

- А сейчас, ребята, вернемся к анализу стихотворения.

Беседа по вопросам.

- Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)

- Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).

- Почему пальмы стали роптать на Бога? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).

- Как поступили люди с пальмами? Было ли это оправданно?

- Что осталось от цветущего оазиса после ухода людей? (Живительный уголок превратился в никому не нужное, дикое и пустое место).

- Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Так о чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

(Баллада Лермонтова касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).

11. Обращение к современности.

- Ребята, современно ли стихотворение Лермонтова? Важны ли для нас сегодня экологические проблемы? (обучающиеся высказывают свои мнения) (Слайд 24)

В настоящее время проблемы экологии стоят очень остро, в том числе и в Башкортостане. Загрязняются воздух, реки, почва. В целях сохранения природы создаются заповедники, например, заповедник Шульган-Таш. (Слайд 25)

Основная цель создания - охрана популяции башкирских диких пчел (единственный в мире заповедник, охраняющий аборигенных пчел); а также охрана горно-таежных экосистем предгорий Южного Урала. Кроме того, в пределах заповедника находится одна из известнейших карстовых пещер мира – Каповая.

(Слайд 26)

А сейчас перед вами Красная книга Республики Башкортостан — перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Республики Башкортостан.

12. Итоги урока. (Слайд 27)

- Сегодня мы изучали балладу М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

быть добрыми;

ценить жизнь.

13. Домашнее задание (Слайд 28)

Задание по выбору:

  1. научиться выразительно читать балладу;

  2. нарисовать иллюстрацию к балладе.

14. Рефлексия.

- А сейчас для вас – подарок из южных стран. Я приготовила для вас плоды финиковой пальмы – финики. Сейчас каждый из вас возьмет один финик и скажет, чему он научился на сегодняшнем уроке.

(Угощение детей и гостей)

- Сегодня вы хорошо поработали. (Выставление оценок) (Слайд 29)

- Спасибо за работу! До новых встреч и открытий!