СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Л. Н. Толстого "Детство"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ глав 16,17,18 "Детства" Л. Н. Толстого

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Л. Н. Толстого "Детство"»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

по произведению Л.Н.Толстого «Детство».



Тема: Л. Н. Толстой «Детство». Самоанализ поступков, скрытых от взора и мыслей взрослых (гл. 16, 17, 18). (Нравственное чтение.)

Класс: 6

Цели:

образовательные: на основе анализа текста проследить специфику скрытых мыслей Николеньки, актуализировать знания о таком понятии, как психологизм;

развивающие: развитие умений анализа текста;

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

  1. На основе анализа текста проследить специфику скрытых мыслей Николеньки.

  2. Актуализировать и углубить знания о таком понятии, как «психологизм».

  3. Актуализировать знания о субъектной организации повести.


Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Чтение письменных работ


Катехизи-рование


















Глава 16.






Чтение











Чтение







Чтение















Чтение


















Чтение

















Промежу-точный вывод










Глава 17.




Чтение










Чтение







Чтение



















Промежу-точный вывод











Глава 18.






Чтение










Чтение













Чтение







Промежу-точный вывод



ИТОГ























ДОМАШН. ЗАДАНИЕ





Скажите, случалось ли вам когда-нибудь скрывать свои мысли от взрослых? Было ли сокрытие этих мыслей обманом? (ИЛИ: Все ли мысли, сокрытые от взрослых, являются обманом?)

(Нет, не все. Мы не всегда делимся своими соображениями с другими людьми – такие мысли просто не нуждаются в озвучивании.)


Сегодня мы будем говорить о мыслях Николеньки, скрытых от мыслей и взора взрослых. Ответьте на вопрос: с каким качеством произведения это тесно связано? Что в данном случае становится объектом пристального наблюдения писателя? (Душа.) (Психологизм. Основным для автора становится описание переживаний героя, его внутреннего мира. Автор описывает, что у человека «внутри» и как это связано с реальностью. Герой думает, а не говорит.)


Какой эпизод главы «Стихи» понравился вам более всего?


Как вы думаете, почему Николенька к именинам бабушки решил написать стихи? Найдите объяснение в тексте.

(С. 72. «В эту минуту я тоже думал, что лучше бы было…». Повествователь сам не помнит, почему ему в голову пришла такая мысль. Не отказался он от этой затеи только потому, что им были сочинены первые два стиха.) А сами вы не пробовали писать стихи в качестве поздравления?


Вспомните, произведения какого «автора» Николенька взял за основу?

(Карла Ивановича.)


Давайте зачитаем строки, написанные им. Нравятся ли они вам? Какую реакцию они вызывают у Николеньки?


Что в своем сочинении не устраивало Николеньку? (Сравнение любви к бабушке с любовью к матери.)


Найдите в тексте мысли Николеньки на этот счет. («Зачем я написал…».) Этот фрагмент текста заключен в кавычки. Произносил ли Николенька все это вслух? (Нет.)

Тогда что же представляет собой эта цитата? (Это мысли Николеньки.)

Таким образом, это мысли, сокрытые от взора взрослых.



Скажите, насколько сомнения Николеньки оправданны? Написали ли бы вы «ради красного словца» то, в чем вы не уверены или во что не верите?


Вспомните эпизод с «московским» платьем. О чем Николенька думает и что говорит? (С. 75.)


А как вы объясните поведение Николеньки с горничной (С. 77.) Найдите объяснение в тексте.


Какие чувства овладели Карлом Ивановичем, Николенькой и Володей, когда они шли поздравлять бабушку? (Все они заготовили приветственное слово, каждый хотел ее поразить; все очень тщательно оделись; напомаженные волосы.)

Все ли вышло так, как они задумали?


Как вы думаете, почему Николенька испытал приступ застенчивости?


Что чувствовал Николенька в тот момент, когда настала его очередь поздравлять бабушку? Найдите его объяснение в тексте (С. 79. «Последняя смелость и решительность…» + немного ниже: «Я не мог прийти в себя от мысли…»)

Как последние строки характеризуют героя?

(Несмотря на решение оставить финальные строки стихотворения, он понимает, что они не вполне правильны: сравнение любви к бабушке с любовью к матери может обнаружить его «бесчувственность».)


Как оценивает Николенька поведение взрослых, читающих его «произведение»? Насколько это верно? (Ему кажется, что папа и бабушка издеваются над его стихотворением, однако на самом деле бабушка, коверкающая строки, просто не может прочитать каракули внука.)


Только что мы подробно говорили о стихотворении, написанном Николенькой ради бабушкиных именин.

А с каким чувством повествователь вспоминает волнения прошлого?

(У взрослого человека эти сомнения вызывают лишь улыбку и некую грусть: теперь другие заботы. Мысли Николеньки, скрытые от взрослых, характеризуют его как человека, который еще довольно маленьким очень требовательно относился к себе.)


Отличается ли эта глава по настроению, по основному тону от предыдущей?



Эта глава начинается с портрета Княгини Корнаковой. Давайте зачитаем. Какая его деталь обращает на себя внимание?

(Глаза.) Учитывая это, что можно о ней сказать? (Неестественность, неискренность.)


Как бабушка относится к княгине? В чем проявляется ее недовольство?

(Мимика, ее ответы на русском языке.)


Чтение: с. 82: «Разве вы бьете своих детей…»

Почему княгиня ответила «добреньким голоском» и было ли это связано с тем, что она говорила?


А почему Николеньке сделалось неловко?



Чтение: с. 82. «Как ни говорите, а мальчик до 12 или даже до 14 лет все еще ребенок; вот девочка – другое дело. “Какое счастье, – подумал я, – что я не ее сын”».

Как Николенька относится к княгине? (Плохо.) Почему он считает, что она не права? (Мать.)

А как бабушка оценивает мысли княжны?


Действительно ли княгине было интересно знакомство с Николенькой и Володей? (С. 84: «Который?..»)


На какие мысли навело Николеньку упоминание о вихрах? (На мысли о своей внешности.)


Как вы думаете, почему Николенька красоту предпочитает уму и доброте? Согласны ли вы с ним?


Воспоминания прошлой главы вызывают у автора чувство умиления. А как повествователь относится к этим случаям?

(Более «серьезно». Здесь идет речь о таких вещах, которые не зависят от возраста человека – искренность и естественность поведения; внешняя и внутренняя красота; отношение к детям.

Мысли Николеньки говорят нам о том, что он очень многое если не понимал, то чувствовал в свои одиннадцать лет. Стремление к искренности, естественности, справедливости, любви было заложено в нем с рождения.)


В следующей главе мы знакомимся с еще одним персонажем – князем Иваном Ивановичем.


Чем показался вам интересен портрет князя?



А почему при всей доброте князь холоден? Найдите объяснение в тексте. (С. 86. «Он был добр и чувствителен…»)


Что вы можете сказать об образовании князя?



Почему он был врагом всякой оригинальности?



Почему Николенька «не мог наглядеться на князя»? (С. 87.)


Как бабушка относилась к князю?



Как бабушка и князь относятся к отцу Николеньки? (Плохо.) Что свидетельствует о таком отношении в их речи? (Местоимение «он», которое выделено курсивом.) В чем, по-вашему, функция курсива? (Интонация + отношение.) Чего не одобряет бабушка в маман?


С. 89. «Невольно подслушав разговор, которого мне не должно было слушать, я на цыпочках и в сильном волнении выбрался из комнаты».

Представьте, что вы – Николенька, только что подслушавший разговор. Передайте ход его мыслей. (О чем бы вы думали в этот момент?)


Итак, по большому счету, в этой главе Николенька узнает отца с другой стороны. Папа оказывается на самом деле не таким уж близким человеком, как это представлялось прежде.


Взрослые не знают, что происходит в душе Николеньки. Для них он – маленький. Они и не подозревают, что доступно его сознанию.


Тем временем в душе главного героя и в душе каждого из нас происходит непрерывная работа; ее главная цель – понять мир, в котором мы живем. События внешнего мира и свои поступки Николенька (как и каждый из нас) бесконечно анализирует, исследует, оценивает. Это и сеть, мысли, которые сокрыты от взора других людей.


Мы увидели, что Николеньку заботят не только «детские» проблемы (стихотворение в подарок бабушке), но и проблемы «взрослые» (взаимоотношения родителей, искренность, отношение к детям и т. д.)

Все это – мысли, которыми Николенька ни с кем не делится.


Передача мыслей героя, самоанализ их, связаны с таким понятием, как психологизм.


  1. Перечитать главы 26, 27, 28.

  2. Написать на чистовик творческую работу: воспоминание о своем детстве (о каком-то запомнившимся поступке или событии).


Один-два ученика зачитывают письменные работы.


Ученик отвечает на вопрос.










Ученик отвечает на вопрос.







Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.









Ученик отвечает на вопрос.



Чтение + ответ на вопрос.



Ученик отвечает на вопрос.




Ученик отвечает на вопрос.








Ученик отвечает на вопрос.




Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.



Ученик отвечает на вопрос.





Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.




Ученик отвечает на вопрос.






Ученик отвечает на вопрос.









Ученик отвечает на вопрос.








Ученик отвечает на вопрос.









Ученик отвечает на вопрос.




Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.






Ученик отвечает на вопрос.



Ученик отвечает на вопрос.



Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.




Ученик отвечает на вопрос.














Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.



Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.






Ученик отвечает на вопрос.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!