Данный урок математики в 1 классе составлен по учебнику В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе УМК «Начальная школа XXI века».
Тема урока «Сравниваем».
Урок направлен на выработку практических навыков по обозначенной теме.
Использованы следующие методы: словесный, наглядный, управленческие (работа под руководством учителя, самостоятельная учебная работа), побуждающий, частично-поисковый, практический.
Применены различные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Урок оснащён мультимедийной презентацией.
№ | Этап урока | Цель | № слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин.) | Результат |
1. | Организационный момент. | Настраивает учащихся на изучение опреде-лённой темы, на участие в запланированной работе; | | - Прозвенел звонок, начинается урок математики. Посмотрите всё в порядке: книги, ручки и тетрадки. (чтение стихотворения) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука – Это математика! -Вы согласны с этим высказыванием? Почему? | Дети отвечают на вопрос, объясняя, почему они так считают. (Я согласен с этим высказыванием, потому что мне интересно на математике считать предметы, сравнивать предметы и т.д.) | 2мин. | Включение в учеб-ную деятельность на личностно значимом уровне.(ЛУУД) «Предметная» готов-ность к предстоящей деятельности. Самооценка. |
2. | Устный счёт. | Актуализирование ранее полученных знаний и сформиро-ванных умений; | | -Успех работы на уроке зависит от быстроты и точности вашего устного счёта, и поэтому начнём урок с устных вычислений. Задача в стихах. Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать, Кто их может сосчитать? Задание на внимание. -Какие фигуры вы видите? -Сколько треугольников на чертеже? Выберите правильный ответ. -Сколько квадратов на чертеже? - С какими цифрами мы встретились? | Ответ учащиеся показывают с помощью веера. Выставление на наборном полотне цифры 4. Объяснение полученного результата. Выкладывание своих фигур из набора. Показ на веере. Выставление цифры на наборном полотне. Аналогичная работа. - 3 и 4. | 3мин. | Понимание предмет-ного содержания за-дания. Умение восприни-мать задание.(МР) |
3. | Знакомство с циф-рой 5. | Изучение правиль-ного написания цифры 5. | | Детям предлагаются следующие загадки: Он визжит, пищит, кричит, Маме с папой он дерзит. С розоватым пятачком, Хвост закручен крендельком. Пятёрка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. На лесенке-стремянке Развешены баранки. Щёлк да щёлк – пять да пять. Так мы учимся считать. -Что вы заметили в этих загадках? Какое число повторялось в этих загадках? -Сегодня перед нами стоит задача научиться правильно писать цифру 5. -Откройте тетради на с.28, рассмотрите, как пишут цифру 5, обозначающую число 5. Объясните, как правильно писать цифру 5. (Объяснение учителем). | Дети отгадывают загадки. -Поросёнок. -Пальцы. -Счёты. -Число 5. Объяснение написания. Учащиеся учатся писать цифру 5. | 5мин. | |
4. | Актуализация знаний. | Воспроизведение понятий и алгорит-мов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. | | Учебник с.32 задание 6 -Рассмотрите таблицу в учебнике. Сколько в ней строк? -Сколько в ней столбцов? -Какие фигуры уже лежат в таблице? -Где лежит жёлтый треугольник? -Где лежит красный круг? -Выложите маленький квадрат справа вверху. -Положите зелёный треугольник справа внизу. -Положите большой зелёный квадрат слева вверху. -Положите жёлтый круг между квадратом и треугольником. -Проверьте. У всех так получилось? Кто ошибся? -Сравните фигуры в верхней строчке. Чем они похожи? Чем отличаются? -Сравните фигуры в средней строчке. -Сравните фигуры в левом столбце. Учебник с.32, задание 7 -Сколько кубиков на рисунке? -Чем отличаются эти кубики? -Назовите цвета кубиков в порядке увеличения их размера. -Какой кубик больше синего и меньше зелёного? -Какой кубик правее красного и левее зелёного? -Какой кубик не синий, не красный и не жёлтый? -Так что же мы называем, сравнивая эти фигуры? | Показ с помощью веера. -3. -2. Используют фигуры из набора. -Жёлтый треугольник и красный круг. -В левом столбце на второй строчке. -В левом столбце на нижней строчке. Выкладывание в учебнике, самопроверка со слайдом. Обсуждение ошибок, если они возникли. -Фигуры похожи формой, это квадраты. Отличаются размером и цветом. -Фигуры похожи цветом, отличаются формой. -Фигуры похожи размером, но отличаются формой и цветом. С помощью веера и фигур из набора. -4. -Размером и цветом. -Жёлтый, синий, красный, зелёный. -Красный. -Синий. -Зелёный кубик. -Цвет, форму, размер. | 5мин. | Умение определять результат, цель и способ деятельности. Умение целепола-гать (на уровне принятия практи-ческой задачи). |
5. | Постановка учеб-ной проблемы. | Определение затру-днения, его место. Определение необходимости но-вого знания. | | -Рассмотрите предметы на слайде. Что их объединяет? Распределите их на группы. -Какие группы у вас получилось? -Можно сказать, что вы распределили в 2 группы по размеру, а 3 группу как описать? | -Это ёлки. -Объясняют какие группы у них получились. – 1группа-маленькие ёлочки, 2 группа – большие ёлочки. 3 группа – с игрушками. | 2мин. | Определение и форму-лирование проблемы. |
6. | «Открытие» учащимися нового знания. | Вызывает поиско-вую деятельность учеников и приво-дит к активному усвоению новых знаний. | | -Получается, что у нас должно получиться 4 группы, в 3 группе ёлочка с тремя игрушками и 4 группа – с четырьмя игрушками. -Наша задача научиться сравнивать предметы, используя слова «больше», «меньше». | Выдвижение гипотез. Их проверка. | 3мин. | Понимание нового способа деятель-ности. |
7. | Первичное закрепление. Работа по учебни-ку. | Внешнее оформле-ние новых алгорит-мов; Фиксирование уже оформленного зна-ния. | | -Откройте учебники на с.30, задание1. -Что нарисовано в учебнике и на слайде? -Как узнать, чего больше: чашек или блюдец? -Выполните действие. Простым карандашом соедините чашку с блюдцем. -Что осталось без пары? -Какой вывод можно сделать? Чего больше? Чего меньше? -Составим алгоритм работы. | Открывают нужную страницу. -Чашки и блюдца. -Надо каждую чашку поставить на своё блюдце. Соединяют простым карандашом чашку с блюдцем. -Осталось две чашки. -Больше чашек, а блюдец меньше. 1 шаг - называем предметы; 2 шаг – составляем пары; 3 шаг – по лишнему предмету, определяем чего больше; | 3мин. | Умение строить алго-ритм деятельности. |
8. | Самостоятельная работа с самопро-веркой и само-оценкой в классе. | Самостоятельное решение типовых заданий; Самостоятельная проверка учащими-ся своей работы. | | Тетрадь с.27 №1,2. Учитель предлагает рассмотреть задания и выполнить самостоятельно. | Дети выполняют задания по составленному алгоритму. Самопроверка. | 6мин. | Прочные знания и умения выполнять задания данной темы по построенному ал-горитму. |
9. | Повторение. | Включение нового материала в систему знаний; Решение задач на повторение и закре-пление ранее изу-ченного материала. | | Учебник с.32 №8. -Рассмотрите рисунок. Какие фигуры нарисованы слева? -Какие фигуры нарисованы справа? -Эта «машина» изменила только форму фигур. Назовите фигуры парами. Где ошибка? Учитель предлагает выложить справа другие фигуры, которые могут выйти из «машины». | Дети называют фигуры. Называют ошибку. Выбирают с помощью слайда. | 4мин. | Верно выполненное задание по алгорит-му. |
10. | Итог урока. | Рефлексия деятель-ности на уроке; Самооценка учащи-мися собственной деятельности | | Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы. - Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги. -Предлагаю вам ответить на такие вопросы: -Сегодня я узнал… -Было интересно… -Я научился… -Меня удивило… | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают свои достижения. | 2мин. | Умение анализировать и осмысливать свои достижения. |