Республика Дагестан
Хасавюртовский район
МКОУ «Ст. Карланюртовская СОШ»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Джалалодинова З.С.
Цель: закрепить понятие о задаче, её частях и способах решения;
Ознакомить с новым видом задач;
Планируемые результаты:
Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).
Оборудование
Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений
Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.
Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»
Цифры от 0 до 10 для учащихся.
Демонстрационный счетный материал.
Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.
Презентация
1. Мотивация к учебной деятельности 1-3 минуты
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
1. Проверка рабочих мест.
2. Психологический настрой:
Быть должны у нас в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
Всё, что нужно – под рукой
Думай, считай, отгадывай,
Задачки трудные решай
Постарайся всё понять,
Учись тайны открывать.
Ответы полные давай,
И на уроке не зевай.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5-7 минут
Цели:
– организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;
– организует выполнение учащимися пробного учебного действия организовать фиксирование индивидуального затруднения учащихся.
А знаете ли вы что такое КАЛЕЙДОСКОП?
Калейдоско́п (от греч. καλός — красивый, εἶδος — вид, σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стеклышек; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся в освещённой полости за зеркалами, многократно отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Нам предстоит нелёгкое путешествие по сказкам. Но если мы преодолеем трудности, то доберёмся до клада.
Итак, давайте отправимся в путь.(слайд2)
А дорогу нам укажет волшебный клубочек расставь цифры по порядку
2) Куда же завёл нас клубочек – болото воспоминаний(Слайд3) (что такое болото? Воспоминания?) Как вы думаете чем мы будем заниматься? А живёт на этом болоте Кикимора.
(слайд 4) На болоте есть кочки и они пронумерованы по порядку. Давайте найдем соседей числа 3,5,8
3)(слайд 5) На болоте живет не только кикимора, но и Водяной, который приготовил для вас задания на листочках
2+2 8+2 10-2, 8-2, 7-2, 5-2, 6+2 4-2 лучики
4) (слайд 6 -7) Кикимора и Водяной очень одиноки, потому что на болото никто не любит ходить. Чтобы им не было скучно я предлагаю подарить им книги. Монеты набрать 8 р, 9р, 10 р
Физминутка для глаз
3) (Слайд8) Вот мы и попали с вами в сказочный лес «Логика», полный тайн и чудес. ЛО́ГИКА
Наука о законах мышления и его формах.
Ход рассуждений, умозаключений.
А хозяин в сказочном лесу Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас задания. (Каким кусочком продолжить узор?
(Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)
обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд?(слайд9)
9,7,5,…, …
2,4, 6, …, … . лучики лучики
Чистописание 5(Слайд10) лучики
Давайте повторим Что же такое задача и из чего она состоит?(слайд11)
Белка приготовила для нас задания на внимание
Как определим среди записей задачу? (В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)(слайд 12)
В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.
В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?
3. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока (1-2 минут)
Цели:
– выявить место затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?(слайд 13)
А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.
Увеличьте | Уменьшите |
5 на 1 (6) 2 на 3 (5) | 5 на 2 (3) 8 на 1 (7) |
Какой вывод сделаем?
Так какие задачи будем решать на уроке?
Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?
Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:
Физминутка активная
4. Реализация учебной задачи урока (10 мин).
На данном этапе под руководством учителя осуществляется реализация построенного проекта, что предполагает:
— совместное построение нового знания (способа действия);
— фиксацию нового знания в речи и знаками (с помощью схемы, формулы);
— решение исходной задачи (преодоление возникшего затруднения);
— уточнение общего характера нового знания.
(слайд 14) Итак, давайте попробуем подняться вместе на Скалы Познания
Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?
Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)
Этап «громкой социализированной речи»
Цель: организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.
(слайд 15)
У Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше. Сколько тетрадей стало у Люси?
-Сколько тетрадей было?(4)
-На сколько больше стало?(на 2)
-Что надо узнать?
-Как решить?
В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение.
Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?
( Слайд 16) У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Сколько карандашей стало у Лиды?
-Сколько карандашей было?(5)
-На сколько меньшее стало?(на 2)
-Что надо узнать?
-Как решить? (5-2=3(к.)
В математике это записывают так 5-2=3; 3
-Вот мы и добрались до замка, в котором живёт прекрасная царица Знаника. Но что-то она печальна. (слайд 17)
Она сомневается в том, что вы внимательно слушали и хочет вас проверить.
Самостоятельная работа
Стр. 96 задачи 3 (слайд 18-19)-лучики
Она очень рада
Включение в систему знаний и повторение (5 мин).
1. Было 6 бегемотиков. Как сделать, чтобы их стало на 1 больше? Каким действием найти сколько стало бегемотиков? (Сложением).
2. Было 7 бегемотиков. Как сделать, чтобы их стало на 3 меньше? Каким действием найти сколько осталось бегемотиков? (Вычитанием).
2. Было 4 груши, а стало – на 2 больше. Сколько стало груш?
1. Было 7 грибочков, а стало – на 2 меньше. Сколько стало грибочков?
Вывод: «больше на» +, «меньше на» – (вывешивается табличка на доску).
Физминутка
Геометрический материал
Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?
(Находить на рисунке геометрические фигуры)
(3 минуты)
Загадка:
Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
Кто автор сказки?:(Шарль Перро)
Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?
Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.
Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Настало время оценить свою работу на уроке
А теперь давайте посмотрим на наши солнышки. Какие у нас лучики? У кого все лучики большие? У кого не все?
- Ребята, подумайте и скажите, какое задание вам понравилось больше других?
- Какое задание для вас было самым трудным?
VII Итог урока (2 минуты)
Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?
(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Учитель: Как же решать такие задачи?
(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением.
А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?