Урок изобразительного искусства "Цвет в архитектуре и дизайне". 7-й класс
Цель: определить роль цвета в архитектуре и дизайне.
Задачи:
Повторить знания о цвете;
Формировать навыки рационального сочетания цвета в вещи;
Формирование умения определять единство стиля, цвета, формы, фактуры в соответствии с вещью.
Воспитание взаимовыручки, умения работать в парах;
Выбор цвета в соответствии с настроением и психологическим и эмоциональным состоянием учащихся.
Оборудование: предметы для упаковки, ножницы, линейка, карандаш, циркуль, цветной картон, бумага, тесьма, бусины, клей, кисть, сопроводительная презентация.
Орг. момент.
Повторение ранее изученного: Роль цвета в конструктивных искусствах.
Именно цвет делает дома, вещи более выразительными. Роль цвета в дизайне и архитектуре основывается на законах сочетания цветов и на правилах цветоведения.
Работа по схеме "Цветовой круг"
- Вспомните и назовите основные цвета (красный, желтый, синий) - основа способности человека воспринимать и различать цвета и оттенки.
Все остальные цвета основываются на смешивании основных цветов.
Основные цвета - красный, желтый, синий;
Составные цвета - оранжевый, фиолетовый, зеленый;
Дополнительные цвета - диаметрально противоположные (красный-зеленый), контрастны, но гармонично сочетаются.
Закономерности гармонии цветов:
Ц
ветовой контраст (противоположные цвета вершины треугольников).
Цветовой нюанс (соседние цвета в круге).
Гармония более яркого и менее яркого оттенков одного цвета.
Сочетание цвета или его оттенка (хроматического с ахроматическим: черным или белым).
Изучение нового материала.
Деревья, трава, небо имеют цвет от природы, а цвет здания или вещи сочинен художником. В дизайне и архитектуре необходимо учитывать психологическое воздействие цвета. Цвет влияет на восприятие объема помещения, оказывает эмоциональное и психологическое воздействие.
Красный - тепло, конфликтность .
Голубой - успокаивающий, снижает давление .
Синий, фиолетовый - успокаивающий, подавленное настроение .
Желтый - хорошее настроение, веселье, стимулирует умственную деятельность и зрение .
Оранжевый - улучшает аппетит, легкое возбуждение, усиливает кровообращение .
Зеленый - успокаивает, дает отдых уму, пробуждает терпение, оптимальный цвет.
Цвет выделяет доминанту, т.е. главное. При помощи цвета здания могут быть соединены или разделены.
Фактура цветового покрытия:
Зеркальная
Матовая
Смешанная
Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи - много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные).
Анализ использования цвета в архитектурных постройках.
В старину цвет постройки определялся материалом, из которого она делалась. В русской архитектуре - это цвет древесины. Со временем древесина темнела, лишалась оттенков. Поэтому стремились делать здание внутри ярким и радостным, используя росписи, вышивки, расписную утварь, при каменном строительстве - витражи, внутреннюю окраску, убранство (Янтарная комната, Золотая палата).
В дизайне, как и в архитектуре, цвет усиливает наше восприятие формы, обостряет внимание.
Нацеливание на практическую работу.
Упаковка - это реклама вещи, поэтому ее стиль созвучен стилю вложенной в нее вещи.
У
паковка может быть любой формы: может представлять просто сумку, пакет, а может быть декорированная коробка . Кроме рекламной функции, упаковка имеет функцию защитную, удобной переноски вещи.
Дизайн упаковки должен отличаться единым стилевым решением цвета и формы, фактуры и шрифта, а самое главное - соответствием содержимому.
Итак, перед вами различные вещи (учащимся предлагаются предметы на выбор: телефон, туалетная вода, сувенирная игрушка, книга, и др.)
Практическая работа.
Ваша задача – создать упаковку для вещи в подарок. Для упаковки первоначально разрабатывается эскиз в соответствии с упаковываемым предметом, затем чертится развертка.
Например:
Соблюдение правил ТБ при работе с инструментами.
Упаковку можно оформить в технике аппликация или в живописи.
Попова Е.Г. «Лицей №6» 7 класс ИЗО 3