СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "О чем могут рассказать имена людей?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О чем могут рассказать имена людей?"»

О чем могут рассказать имена людей

Цели:

Личностные: воспитывать ценностные отношения к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: строить монологическое высказывание в устной форме, работать в группе, участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других. Умение анализировать и сравнивать языковой материал, создавать его на основе собственного рассуждения.

Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску.

Инструментарий учителя: презентация, раздаточный материал, учебник п.9, словарь В.И. Даля, Т.Ф. Ефремовой.

Основные понятия, термины: имя собственное, ономастика, антропонимы.

Домашнее задание: Выполнить проектное задание «Тайна моего имени»

Ход урока

Этап 1. Ценностно – эмоциональный

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (ответы учеников)

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. (Слайд 1)

Учитель: У нас на уроке сегодня присутствуют гости, и в кабинете нас много.

- Все мы кто? Одним словом назовите.

Ученик: люди

Учитель: Правильно, люди.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

Ученик: у нас есть тело, лицо, руки, ноги

Учитель: Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга?

Ученик: ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д. (Слайд 2)

Учитель: У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга, и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать
Надо вслух сказать. (Слайд 3)

- Что нужно вслух сказать?

Ученик: Имя

Учитель: Правильно, имя.

- О чем будем говорить на уроке?

- А легко ли выбрать имя?

- Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.

- Сформулируйте тему урока.

Ученик: «О чем могут рассказать имена людей». (Слайд 4)

Учитель: Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?

Ученик: Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных  имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

Учитель: Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (Слайд 5)

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
Гомер

- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления об именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера?

Ученик: Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку.

Учитель: Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка.

Посмотрите вокруг себя. Вы заметили, что сегодня у нас урок необычный, вас поделили на две команды. Как вы думаете почему, по какому принципу?

Ученик: мальчики и девочки. (Слайд 6)

Этап 2. Ценностно – познавательный

Учитель: А что же такое имя? (Работа со словарем, у каждой команды словарь)

Команда (Мальчики): По словарю В.И.Даля.

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Команда (Девочки): В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.

«Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других». (Слайд 7)

Учитель: Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оnyma – «имя»). (Слайд 8)

- Может ли человек жить без имени? Почему?

Ученик: Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

Учитель: Что записано на экране?

Ученик: разделы языкознания.

Учитель: Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?

Ученик: Раздел языкознания, изучающий имена собственные, называется ономастикой (от греч. оnomastike – «искусство давать имена»). (Слайд 9)

Учитель: Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

Обратимся к учебнику упр. 76 с. 71. Прочитайте 2 текста. Одна или несколько тем в них определяется?

Ученик: В этих текстах одна тема: как формировалась система имен на протяжении разных периодов истории.

Учитель: А сколько периодов в истории русских имен выделяет автор. Как присваивались имена в каждом из периодов? (краткий пересказ)

Учитель: Русские имена были на Руси до принятия христианства, а после 10 века с его принятием, пришли новые церковные имена.

Церковные имена заимствовались не только из Византии, но и из других стран: Древнегреческие (Александр – «защитник», Артем «невредимый»); древнеримские (Виталий – «жизненный») и др.

​ Мы продолжаем работу, сейчас каждой команде выдается оценочный лист . После каждого задания не забываем себя оценивать.

Задание 1. Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в группах, после  группируют на доске имена). Оценивание: 10б. + 3б.

  1. Молчан, Ждан, Косой, Третьяк, Несмеяна, Плакса, Кудряш, Черныш, Добряк, Умник.

  2. Заяц, Волк, Снегурочка, Суббота, Соловей, Зима, Метелица, Кот, Дорога, Весна

Команда (Мальчики): Косой, Кудряш, Черныш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Третьяк (Место в семье)


Команда (Девочки): Суббота, Зима, Дорога, Весна (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)(Слайд 10)

Учитель: Ребята, на что похожи эти имена?

Ученик: прозвища.

Учитель: Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.

Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.

Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.

- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан?

Ученик: Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.

Учитель: Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.

Задание 2. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин. За это задание 7б.

Сестрица ... (Аленушка).

Братец ... (Иванушка).

Муромец. (Илья)

(Добрыня) Никитич.

(Алеша) Попович.

(Василиса) Прекрасная.

(Марья). — искусница. (Слайд 11)

Учитель: А вы знаете, как звучит имя Иван в других странах?

Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

Задание 3. «Назови меня по имени». Угадайте, о ком идет речь, и назовите полное имя героя. За каждый правильный ответ 1+1 (за полное имя)

➢ «Я обманула медведя, заставила его вернуть меня в коробе домой к бабушке и дедушке». (Машенька — Мария.)

➢ «Говорила мне сестрица не пить воду из ямки от копытца». (Иванушка — Иван.)

➢ «Меня называют дядей за то, что я умный и сообразительный. Я живу в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями-животными». (Федор.)

➢ «Только скажу «по щучьему велению, по моему хотению», и ведра сами идут к дому». (Емеля — Емельян.)

➢ «Все называют меня блудным попугаем, а у меня есть имя!» (Кеша — Иннокентий.)

➢ «Мою хозяйку зовут Шапокляк, она водит меня на веревочке». (Лариска — Лариса.)

➢ «Все уважают меня за огромный рост. Я работаю милиционером, а когда возвращаюсь с работы домой — меня видно за версту». (Степа — Степан.)

➢ «Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)

➢ «Я работаю в зоопарке. Чебурашка — мой лучший друг». (Гена — Геннадий.)

Учитель: Существует ли мода на имена?

Ученик: да

Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше. (Анна, Алла, Жанна, Филипп, Кирилл)

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.

Лежит возле клумбы. Забытая лейка.

— Кто здесь тебя бросил?

— Мальчишка Андрейка.

Грустят у песочницы

Мяч и Петрушка.

— Кто здесь вас оставил?

— Мальчишка Андрюшка.

Про нас он забыл

И с друзьями играет.

А мама игрушки

За ним собирает. (Слайд 12)

 Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я люблю, когда меня называют...». Например: «Я люблю, когда меня называют Натуся (Иришка, Антошка, Олежек, Машаня)». (Передаем мячик по кругу)

Учитель: Да, дети, ласковое имя лучше мягкого пирога! (Слайд 13)

Задание 4. Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на пословицы, но слова в них все рассыпались. Постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (6б)

  1. С именем Иван, без имени  – болван.

  2. А Васька слушает, да ест.

  3. Не всяк Тарас подпевать горазд.

  4. Один про Фому, другой про Ерёму.

  5. Помяни по имени, а он тут.

  6. Роман — кожаный карман. (Слайд 14)

3 этап Ценностно – рефлексивный

Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги урока, посмотрим на ваши оценочные листы. (считаем баллы)

- Как вы думаете, почему, так вас поделили на команды?

Ученик: имена бывают мужские и женские.

Учитель: А знаете ли вы, что означает ваше имя? Почему вас так назвали. Вот, например, моё имя обозначает… (учитель раскрывает тайну своего имени)

Учитель: Сейчас мы с вами составим книжку «Женские имена нашего класса» и «Мужские имена нашего класса». Можно пользоваться телефонами. Ваша задача: написать каждому в это книжку свое имя и что оно обозначает. (Татьяна - «устроительница», «учредительница»). (Представление командой своей книжки)

Учитель: что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- О чем же может рассказать имя? (Слайд 15)

- Попробуйте и вы раскрыть тайну своего имени. На слайде примерные вопросы:

  • Что означает ваше имя?

  • Происхождение имени.

  • Почему вас так назвали?

  • Ваше имя связано с именем какого – либо родственника?

  • Как вас называют дома?

  • Знаете ли вы известных людей с вашим именем.

  • Упоминает ли ваше имя в народных песнях, сказках, пословицах, поговорках.

- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

И я вас попрошу, уходя из кабинета, приклеить листочек зеленого или коричневого цвета на дерево. (Зеленый листочек– урок понравился, коричневый – не понравился.) (Слайд 16).










Оценочный лист « Мальчики»

Номер

Задание

Баллы

1

Разделить старинные имена на группы и определить, как они получились.


2

Имена героев русских народных сказок и былин


3

Назови меня по имени


4

Собери пословицу


Всего:

Оценочный лист «Девочки»

Номер

Задание

Баллы

1

Разделить старинные имена на группы и определить, как они получились.


2

Имена героев русских народных сказок и былин


3

Назови меня по имени


4

Собери пословицу


Всего: