СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Отмена крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Отмена крепостного права"»

Отмена крепостного права


Ход урока

I. Организационный момент

1. Рефлексия

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Верно, нужна вторая ладошка.  Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она – это вы ребята) учитель одинок. Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности. Давайте хлопнем в ладоши для того, чтобы наша работа на уроке была успешной, а вы были активными и внимательными.

II. Целеполагание

Я приглашаю вас сегодня на интересный и полезный урок истории нашего государства середины XIX века, в эпоху реформ 60-х годов. Скажите, а нужно ли нам изучать реформу практически 160-летней давности? Что могут дать нам эти знания?

Показать цепь. Какие ассоциации у вас возникают при виде этого предмета? Как она может быть связана с нашим уроком?

Внимание на слайд.

«Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!» А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»


Вопрос к учащимся: что называет «цепью» великий русский поэт?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Назовите мероприятия, которые были проведены Павлом, Александром I, Николаем I.

-1797г. – Указ «О трехдневной барщине» запрет на продажу крестьян без земли.

- 1803г. – Указ «О вольных хлебопашцах» освобождение крестьян от крепостной зависимости за выкуп. Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике.

- 1837г. –реформа в государственной деревне Киселёва.

- 1842 г. – Указ «Об обязанных крестьянах» помещик мог освобождать своих крестьян, оставляя за собой собственность на всю землю

- Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

(Отмены не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”)

Почему Александр II решает отменить крепостное право?


Давайте вспомним о причинах отмены крепостного права.

1. заполнить логическую цепочку о причинах отмены крепостного права.

- кризис феодализма - экономическая и техническая отсталость России

- поражение в Крымской войне - рост крестьянских волнений


Вывод: неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем, но это было очень непростым делом, т.к. затрагивало интересы всех слоев общества. Выбор был сделан императором Александром II.

Вниманию обучающихся предлагается несколько фактов.

1. После смерти Александра II в России появилось много памятников «Александру II - Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами.


Из прокламации («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»). (ПРИЛОЖЕНИЕ). Вопрос: Судя по этому источнику, как представители разночинной интеллигенции оценивали отмену крепостного права?

Вывод: Неоднозначность оценки реформы

Проблемный вопрос: почему многие крестьяне и интеллигенция неоднозначно восприняли реформу 1861 года?

Используя презентацию учитель раскрывает этот вопрос.

Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II заявил в краткой речи, произнесенной 30 марта 1856 г. перед московским дворянством. При этом, зная настроения большинства дворян, подчеркнул: «И сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».

Как вы понимаете эти слова («лучше отменить свыше, нежели снизу?») Ответ: свыше – с помощью реформ, снизу - революция

В сложных условиях проходила подготовка реформы, продолжавшаяся более четырех лет.

Работа с текстом учебника – пар.16. Стр.118 Задание: Выписать этапы подготовки к реформе.

Выписывают этапы

Этапы подготовки отмены крепостного права.

03.01.1857 г. – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – секретный комитет переименован в Главный комитет по крепостному делу, председателем которого был назначен Великий князь Константин Николаевич

Март 1859 г.- учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев

1860 г. – все материалы переданы в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения.

19.02.1861г. Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»


В редакционных комиссиях работали чиновники и эксперты – это Ростовский Яков Иванович, Милютин Николай Алексеевич, Панин Виктор Никитич, Самарин Юрий Федорович. Именно этим людям было поручено подготовить документы по реформе.

Сам «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости» был написан по просьбе царя Митрополитом Филаретом Дроздовым, и обнародован 19 февраля 1861 года. Давайте вспомним, почему подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля?

(ответ: приурочено к 6 годовщине правления императора)

Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).

 • Сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание.

• Следите за воздухом, как он проходит через нос при вдохе и выдохе

• Не пытайтесь сдерживать или направлять дыхание

 • Произнесите про себя «вдох» и «выдох»

• Пусть ваше тело расслабится

• Расслабьте глаза, нос, щеки и рот

• Расслабьте шею и плечи.

• Теперь вернитесь к своему дыханию. Вдохните и выдохните.

• Когда вы вдыхаете, вдохните в себя позитивные мысли и приятные чувства.

• На выдохе выдохните всё отрицательное.

 • Вдохните и выдохните.

• Медленно откройте глаза.

Мы продолжаем работу. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторические документы, карту, статистические материалы, узнаете ее содержание и порядок проведения

Группа №1. Вопрос о личном освобождении крестьян.

1. Когда крестьяне становятся лично свободными?

2. Как они теперь называются?

3. Какие права им предоставляются?

Группа №2. Вопрос о земле.

1. Чьей собственностью признавалась вся земля?

2. Получали ли крестьяне землю?

3. Становилась ли она их собственностью?

4. Как определялся размер земельного надела и повинности крестьян.

5.Что такое «отрезки»? Прирезки?

6.Кого называли «временнообязанными»?


Группа №3. Вопрос о выкупных платежах.

1.Как осуществлялась выкупная операция?

2.Сколько денег должен был заплатить за надел крестьянин ?

Группа №4. Вопрос о крестьянской общине.

1. Была ли ликвидирована крестьянская община?

2. Как она теперь называлась?

3. Какую роль играла круговая порука?


Ответы детей по группам

Свобода – крестьяне получили личную свободу и общегражданские права.

Более 24 млн.человек обрели свободу.

1. Вся земля признавалась собственностью помещиков.

2. Крестьянин выкупал у помещика полевой надел.

Вся земля делилась на три территориальной полосы:

1. нечерноземная,

2. черноземная,

3. степная.

В каждой полосе устанавливалась своя норма наделов для крестьян.

Вопрос к ученикам: в какой полосе крестьяне получили большие наделы земли? Почему?

Вывод, что в нечерноземье и степной полосе, где земля требует особых усилий, крестьяне получили большие наделы.

До реформы крестьяне трудились на наделах, полученных из собственной земли помещика. Если они оказывались большими, чем выкупленная у помещика земля по реформе, то разницу называли отрезками.


Самой сложной проблемой крестьянской реформы была проблема выкупа.

Выкуп .

1. Выкуп = размеру оброка, положенного в банк + 6% годовых.

10 х 6%

Х х 100%

10 х 100 = 1000 : 6 = 166,66 (рублей)

2. 20% выкупной суммы платил крестьянин помещику самостоятельно и единовременно.

3. 80% выкупной суммы платило помещику государство за крестьянина.

4. Крестьянин отдавал долг +6% годовых государству в течении 49 лет

5. Расчеты государство вело не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной


Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе.

  • Как вы думаете, если крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно?

Только община могла решить можно уйти крестьянину или нет, такая зависимость называлась круговой порукой.


Итак, мы выяснили основные положения крестьянской реформы- реформы, которая имела цель перехода от эпохи феодально-крепостнической системы в капиталистическое, буржуазное, предпринимательское будущее…

Прочтите ваши записи: какие выгоды получили крестьяне, помещики, государство от отмены крепостного права?




Вопрос:

-Вновь возвращаемся к проблемному вопросу.

- Сделайте предположения: кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права?

Вывод: не решила всех социально-экономических проблем в стране, что привело к дальнейшему обострению борьбы.

Особенно сильные бунты были в селе Бездна Казанской губернии и в деревне Кандеевка Пензенской губернии, где войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли.

Вопрос: Как этот факт характеризует отношение крестьян к тому, что царь отменил крепостное право?

Как многие крестьяне отреагировали на отмену крепостного права? (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  • Как, крестьяне, проявили своё недовольство?

  • Где особенно сильными были бунты?

  • Чем заканчивались все бунты?

Крестьяне смирились с реформой. Но жизнь крестьян после отмены крепостного права складывалась тяжело. Крестьянам надо было самостоятельно вести своё хозяйство. У них были старые орудия труда, купить новые им было не на что. Землю обрабатывали по старинке, поэтому урожаи у них были очень низкими. Многие крестьяне уходили на заработки в город.


Реформа во времени.

1861- отмена крепостного права- по условию право выкупа земли наступал через 2 года, до тех пор крестьяне несли повинности. (прибавим эти 2 года, получим

1863- право выкупа земли, если конечно есть полная сумма. До полного выкупа крестьяне временнообязанные. Не особо изменилась их жизнь по сравнению с крепостной зависимостью. Государству необходимо решить проблему выкупа, и только через 20 лет 1881 -введен указ об обязательном выкупе земли , где 20 % выплачивает крестьянин,

80% -государство, под 6% в год на 49 лет. Если умножить 6 % на 49 лет, то получим 294% сумма переплаты.

К 1881 году прибавим 49 лет выплаты ссуды получим 1932 год- максимальный срок выплаты долга государству. Очень долгий период с 1861- 1932 год- 71 год на полную реализацию реформы. Многие просто не доживут…

Реформа половинчата, растянута во времени.

Реформа имела свои положительные и отрицательные стороны. Давайте попробуем разобраться в них.

Задание: на основе анализа изученного материала распределить “Прогрессивные и негативные итоги крестьянской реформы”.

Проверка выполнения задания

Прогрессивные итоги

1. крестьяне – свободные подданные,

2. увеличение рынка рабочей силы,

3. помещичья земля – объект купли-продажи,

4. часть помещиков и зажиточные крестьяне ведут хозяйство по капиталистически.


Негативные итоги

1. помещичье землевладение,

2. “временнообязанное” состояние – барщина и оброк,

3. система отрезков,

4. экономическая зависимость крестьянина от помещика и государства.

IV. Подведение итогов.

Таким образом, мы можем ответить на проблемный вопрос заданный нами в начале урока.

Проблемный вопрос: Почему великое историческое событие и столь долгожданное имела положительные и отрицательные стороны?- обсуждение



Вывод: Крестьянская реформа вызвала недовольство и помещиков, и крестьян. Помещики потеряли возможность использовать труд крестьян. Их доходы сильно сократились, многие вынуждены были продать свои имения, другие разорились. Крестьяне надеялись получить землю даром, но им нужно платить за землю долгие годы. Крестьяне считали это несправедливым. Во многих губерниях начались бунты.



Вывод: Реформа 1861 года вызвала недовольство. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все крепостные становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. На следующих уроках мы познакомимся с другими, не менее важными реформами Александра II.


Рефлексия

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Надеюсь, наши ладошки помогли нам и всё у нас получилось. Вы были активны и внимательны, работали дружно. И вместе мы преодолели все трудности

Спасибо за работу!