Конспект урока. Падеж и склонение имен существительных.
Тема урока: Падеж и склонение имен существительных.
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний
Цель урока: закрепить умение определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на –МЯ и существительное ПУТЬ.
1. Познакомиться с существительными среднего рода на –мя, выяснить к какому типу склонения они относятся.
2. Выявить особенности правописания разносклоняемых имен существительных.
3. Учить распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.
4.Употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Ход урока:
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! В народе говорят: « Без знаний прожить нельзя». На уроках мы не летаем в облаках. Докажем сегодня, что все в наших уроках.
- Садитесь. Выпрямите спины, поздоровайтесь локтями с соседом по парте. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам удачи.
2. Актуализация опорных знаний
- Запишите в своих тетрадях, пожалуйста, число, классную работу. Оставьте две строки для темы урока. Ребята, проанализируйте предложение: «Книги учат нас смелости и дружбе».
Найдите однородные члены предложения.
К какой части речи относятся эти слова?
Что общего у этих существительных? (ж.р., Д.п.)
В чем разница? (разные окончания).
Почему в одном и том же падеже разные окончания?
- Вижу ваше затруднение. Предлагаю вам, стать сегодня учеными – лингвистами и провести научное исследование.
3. Постановка учебной проблемы
Решение проблемы (работа в парах)
- Измените предложенные существительные по падежам
- Итак, ребята, сверяем свои ответы
Совместное «открытие» знаний
Что вы делали в ходе исследования? (изменяли имена сущ-е по падежам)
В рус. яз. изменение имен сущ-х по падежам и числам как наз-ся? (Склонение)
Какие слова изм-ся по падежам одинаково?
Окончания -а, -я, - это разные окончания? (Нет, это вариант одного и того же окончания. Буква А обозначает твердость согласного, буква Я – мягкость согласного)
Сколько получилось групп имен сущ-х, у которых однотипные окончания? (Все сущ-е мы объединили в 3 группы)
- Эти группы в рус. яз. получили название 1-скл., 2-скл., 3 скл.
Какие сущ-е относятся к 1-скл.? (мужского и женского рода с окончанием –а, -я, в начальной форме)
Ко 2-скл.? ( сущ-е мужского и среднего рода с окончанием –о, -е, в начальной форме)
К 3-скл.? ( женского рода с мягким знаком на конце в начальной форме)
- Вернемся к предложению на доске. Почему же сущ-е смелости, дружбе имеют разные окончания?
- О чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему нашего урока. (Падеж и склонения имен сущ-х)
Запишите тему урока: «Падеж и склонения имен сущ-х»
Как вы думаете, какова цель урока?
Вспомните, что такое имя сущ-е?
Как изменяются имена сущ-е? ( по падежам и числам)
Какого рода бывают сущ-е?
Как определить род сущ-го? (По вопросу: он мой, он моя, он мое)
Что нужно сделать, чтобы определить склонение сущ-го?
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА
Алгоритм «Как определить склонение существительного»
Поставить имя существительное в начальную форму (И.п.).
Определить род имени существительного.
Если ж.р., окончания –а, -я, то это 1 склонение. (иначе – 3 склонения).
Если м.р., окончания –а, -я, то это 1 склонение. (иначе – 2 склонения).
Если ср.р., окончания –а, -я, то это 2 склонение.
5.Целеполагание и постановка учебной задачи
На слайде представлены слова:
Родина, слава, поклон, ветеран, звезда, верность, солнце, гордость, герой, речь, время, знамя.
Распределите данные слова по группам. (1, 2, 3 склонение)
Взаимопроверка
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
родина | поклон | верность |
слава | ветеран | речь |
звезда | герой | гордость |
| солнце | |
Вывод: Большинство имен существительных относятся к одному из трех типов склонения.
- Как вы определили принадлежность слов, которому или иному типу склонения? ( По окончаниям)
- Как вы определите принадлежность слова, которому или иному типу склонения? ( По окончаниям)
Постановка учебной проблемы.
- Есть ли в нашей группе слов имена существительные, которые нельзя отнести к 1, 2 или 3 склонению? (время, знамя)
- Почему мы эти слова не отнесли к данным группам? Какая особенность есть у этих слов?
(Время и знамя – среднего рода)
- Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись?
Формулировка проблемы: К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?
- А вот о чем мы должны с вами поговорить, так это о разносклоняемых существительных.
- Как вы понимаете новый для вас термин? Предлагаю вам, провести еще одно научное исследование.
6. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
За помощью мы обратимся к учебнику, читаем правило
Первичное закрепление
- Сколько в русском языке разносклоняемых существительных?
1. Десять существительных на –мя, среднего рода(не путать с окончанием!) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);
2. существительное мужского рода - путь.
Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия:
Размахивать знаменем
Разбрасывать семена
Согнуться под бременем
Почесать темя
Отправиться в путь
Громко назовём своё имя.
Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится). Например, время.
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я.
Ставим в Родительный падеж.
Р.п. – времени.
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени
Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?
Самостоятельное применение правила.
-Кто быстрее просклоняет указанное в карточке слово
Теперь существительное «путь».
Определите род – мужской.
Окончание? – нулевое.
Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем его вместе со словом второго склонения - конь.
И.п. – путь конь
Р.п. – пути коня
Д.п. –пути коню
В.п. – путь коня
Т.п. – путем конём
П.п. –о пути о коне
Работа с таблицей.
Падеж | Склонение | Разносклоняемые |
2-е | 3-е |
И. | сторож | мышь | время | путь |
Р. | сторожа | мыши | времени | пути |
Д. | сторожу | мыши | времени | пути |
В. | сторожа | мышь | время | путь |
Т. | сторожем | мышью | временем | путём |
П. | о стороже | о мыши | о времени | о пути |
- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).
- Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения - ем (-ём)).
- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?
Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое!
Закрепление, введение в систему знаний.
Поработаем со стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
Контрольно-оценочная ситуация. Итоговое задание «Проверь себя»
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
Ключ к тесту.
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
Самопроверка
Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»
Подведение итогов. Рефлексия
- Над какой проблемой мы работали на уроке? (К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?)
- Какой вывод мы можем сделать? ( Эти имена существительные разносклоняемые)
Как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания?
Самооценка обучающихся.
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
Домашнее задание