Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика 5 (учебник для общеобразовательных учреждений, М: Мнемозина 2015)
Организационный блок |
Планируемые результаты урока |
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока | Числовое выражение. Буквенное выражение. Значение выражения. Компоненты при сложении и вычитании | |
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока | Научиться записывать числовые и буквенные выражения по словесной формулировке; уметь составлять числовые и буквенные выражения; находить значение выражений | |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | предметные: составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражений, выполнять числовые подстановки в буквенное выражение, составлять буквенные выражения при решении задач; развивать культуру вычисления; личностные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; осуществлять самоконтроль, формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку. регулятивные: с помощью учителя определять и формулировать цель урока, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализировать, сравнивать и обобщать факты; ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы. | |
Инструкции и пояснения | | |
| Доброе утро! Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. - Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. | |
| Объединяются в группы по четыре человека | |
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) | Проговариваются правила работы в группах: необходимо помнить: - время на выдвижение идей ограничено - все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются - члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание - критические замечания не принимаются ни в какой форме - члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее - пока один говорит – остальные слушают - обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал - каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки - формулируется решение поставленной проблемы | |
Мотивационный блок |
На доске записаны числовые и буквенные выражения | Обучающиеся должны сами (без наводящих вопросов учителя) придумать задачу, или поставить вопрос | |
(243+479) -126; m-25 + 36 | | |
(п-479) + 125; 264 : 3 + 11 | | |
х:5 +18; 576 – (129 +36) | | |
Информационный блок. |
Устные источники | Устные задания из учебника | стр. 51, №315(а-в), №300, №301 |
| |
| |
Письменные источники | Учебник | |
| |
| |
| |
| |
| |
Графические источники (схемы, диаграммы) | | |
Электронные источники | | |
| |
Видео источники | | |
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | | |
Источники информации для учащихся подбирает учитель | | |
Аналитический (практический) блок. |
Устные и письменные задания из учебника. | Нахождение значения выражений Решение задач 2 способами (составлением выражения, по действиям) Упрощение выражений Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в учебном процессе. |
Оценочный блок. |
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика). |
Самооценка. |
Взаимооценивание. |
Рефлексивный. |
Проанализировать результаты своей работы, сделать выводы и выбрать домашнее задание | Подведение итогов. Учащимся предлагается проанализировать свою работу и выбрать для себя домашнее задание. Если было очень легко, то домашнее задание – карточка более высокого уровня сложности (зеленый цвет карточки). Если было очень трудно, то домашнее задание – карточка более низкого уровня сложности (карточка красного цвета). Если проблемы с одним видом заданий, то домашнее задание – аналогичные задания из учебника (карточка желтого цвета). | |
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организационный этап Цель: Создание комфортной ситуации для начала урока | Создание благоприятного климата на уроке. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Раздает учащимся сигнальные карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные. | индивидуальная | Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, необходимых принадлежностей) | В тетрадях записывают: «Число», «Классная работа» | 2 | Личностные: осознать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат; Познавательные: ставить перед собой цель: «что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность |
2 | Актуализация знаний | Активизация мыслительной деятельности учащихся | Проводит беседу о том, что учащимся известно о слове «выражение», где они с ним «встречались» Предъявляет задание с информацией проблемного характера. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова. Предлагает разбить на группы данные выражения | фронтальная индивидуальная | Обсуждают поставленную проблему Формулируют вопросы | (243+479) -126 (п-479) + 125 х:5 +18 m-25 + 36 264 : 3 + 11 576 – (129 +36) | 3 | Личностные : проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные : формулировать информационный запрос. Регулятивные : определять цели учебной деятельности |
3 | Целепологание и мотивация учебной деятельности | Формулировка цели урока. Постановка проблемы. | Создаёт проблемную ситуацию. По какому принципу вы разбили данные выражения на группы? Какая цель нашего урока? Как бы вы сформулировали тему нашего урока? | фронтальная | Отвечают на вопросы учителя. Пытаются решить поставленную проблему и сформулировать тему урока | Записывают в тетрадь тему урока | 3 | Личностные: усилить мотивацию к обучению; Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействия с одноклассниками и учителем |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Числовые и буквенные выражения. | Учитель корректирует работу учащихся, задает наводящие вопросы | Фронтальная индивидуальная | Первый ученик у доски с комментированием выполняет задание (на нахождение значения числового выражения) Второй ученик у доски с комментированием выполняет задание( на нахождение значения выражения, содержащего переменную). После выполнения данных заданий проговаривают определение числовых и буквенных выражений, приводят примеры числовых и буквенных выражений выражений. Самостоятельно решают в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой(обмениваются тетрадями) | Стр.49, №297(а, в) Стр.50, №303(а) Стр.51. №308(а), №309(а) | 10 | Коммуникативные: решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; Познавательные: структурировать найденную информацию в нужной форме, выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, создавать устные и письменные высказывания Регулятивные: поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоен , и того, что еще неизвестно. |
5 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознан-ности изучения темы | Организует проверку уровня усвоения знаний. Раздает карточки с дифференцированными заданиями каждому ученику(3 варианта). Подведение итогов самостоятельной работы. На «откидной доске» записаны решения для каждого варианта | индивидуальная | Самостоятельное решение на листах. Самопроверка. Поднимают зеленую карточку (задание выполнено полностью), желтую (с задание справились не в полном объеме-выполнено 3 задания), поднимают красную карточку (с задание не справились, выполнено 2 задания и меньше) | Вариант I 1) Найдите значение выражения а:13 + 397, если а=325 2) Какой путь прошел поезд 11 часов, если он шел со скоростью v км/ч? 3) В двух товарных составах k вагонов. В одном из них 122 вагона. Сколько вагонов в другом составе? Вариант II 1) Найдите значение выражения х: 53 + 1003, если х=954 2) Какой путь прошёл пешеход, если он шёл 3 часов со скоростью v км/ч? 3) В двух железнодорожных цистернах y т нефти. Сколько тонн нефти в первой цистерне, если во второй цистерне 38 т? Вариант III (для более cильных учащихся). 1)Запишите выражение и найдите его значение: сумма разности чисел 411 и 196 и числа 512. 2)Найдите значение выражения: (а+57):(87-d) если, а=123, d=27. 3)Составьте буквенное выражение для решения задачи: Три шоколадки можно купить за d рублей, а три яблока -за с рублей. На сколько одна шоколадка дороже одного яблока? Вычислите при d=27, n=15. 4) Составьте числовое выражение для решения задачи и найдите его значение: В первом цехе работает 49 человек, во втором — в 3 раза больше, чем в первом, а в третьем — на 29 меньше, чем в первом и во втором цехах вместе. Сколько всего человек работает в трех цехах? | 7 | Регулятивные: выдвигать версии, составлять план действий; Познавательные: проанализировать ход и способ действий |
6 | Первичное закрепление | Выполнить тренировочные упражнения. | 1. Учитель предлагает разобрать задачи из учебника. После разбора задач учитель с учениками отвечают на поставленные в начале урока вопросы. | групповая | Получают информацию от учителя, отвечают на вопросы поставленные учителем. Сильные учащиеся помогают более слабым учащимся в усвоении нового материала | Стр.50, №305 (а), №306 (а), стр.51. №312 | 15 | Регулятивные: находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми; интегрироваться в группу сверстников |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | По уровню подготовленности к выполнению домашнего задания, каждая группа учащихся( 3 группы) получают индивидуальное задание | фронтальная | 1 группа учащихся (получили на самостоятельной работе красную карточку) будут выполнять задание по образцу. 2 группа учащихся (получили желтую карточку на самостоятельной работе) получают задание базового уровня. 3 группа учащихся (получили зеленую карточку) получают задание профильного уровня) | Стр.53, №328(а, б), №330(а, б) Стр.53, №329, №333 Стр.53, №334, №336(а, в) | з | Регулятивные: оценивать степени успешности своей работы на уроке. Коммуникативные: уметь слышать и слушать, выражать свои мысли. Регулятивные: осознать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения |
8 | Рефлексия (подведение итогов занятия). | Озвучить выполнение задач, поставленных в начале урока. Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке, оценить обучающихся учителю. | - Чему научились на уроке? - Кто работал на уроке лучше других? - Кому надо стараться? - С каким настроением вы уйдёте с урока? | Фронтальная индивидуальная | Учащиеся проговаривают причины возникших на уроке затруднений, фиксируют способы исправления возникших ошибок, оценивают собственную работу на уроке. | | 3 | Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя фактами. Регулятивные: оценить степень успешности своей работы на уроке Личностные: осознавать, что научился работать с числовыми и буквенными выражениями |