М-2, часть 3
Урок 1.
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: «Решение уравнений вида a*x=b, a:x=b, x:a= b».
Автор: Ухтомская Е.С. ( МОУ СОШ №29, г. Ярославль)
Основные цели:
1)Вывести алгоритм решения простых уравнений на умножение и деление.
2)Сформировать способность к решению уравнений с использованием алгоритма.
3)Закрепить таблицу умножения на 2 на 3, частные случаи умножения и деления.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1)схема площади прямоугольника
а
S
b
2)эталон нахождение стороны и площади прямоугольника
а•b=S
b•a=S
S:a=bS:b=a
3)карточка с темой урока: «Уравнения нового вида a•x=b, a:x=b, x:a= b»
4)чертежи-схемы прямоугольника
4 х 8
12
18
х
Х 2 3
5)блоки для конструирования алгоритма
Нахожу компоненты, соответствующие сторонам и площади прямоугольника
Неизвестна сторона?
Неизвестна сторона,
применяю правило:
чтобы найти сторону надо площадь разделить на другую сторону
Неизвестна площадь,
применяю правило:
чтобы найти площадь, надо перемножить стороны
6)эталон решения уравнения с умножением и делением
Эталон решения уравнения а b a х • x = :x = b : a = b а х b b х a х а х = b : а х = а : b х = а * b |
7) эталон умножения на 1 и 0
а•1=1•а=а
а•0=0•а=0
9)эталон деления с 1 и 0
а:а=1
0:а=0
а:1=а
Раздаточный материал:
1)разноуровневые карточки для нахождения площади и сторон прямоугольника:
Карточка №1 Заполните схему и решите задачу. Площадь прямоугольника 12 см2, а длина – 4 см. Найди другую сторону. 4 см Х |
Карточка №1 Решите задачу. Длина одной стороны прямоугольника 2 см, а площадь – 18 см2. Найди другую сторону. Х 2 см |
Карточка №1 Решите задачу. Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая – 3 см. Найди площадь прямоугольника. |
2)карточки для решения уравнений на сложение и вычитание:
Карточка №2 (2 ряд)
Реши уравнение
Карточка №2 (3 ряд)
Реши уравнение
3)карточки для пробного действия:
4)образец решения уравнений для самостоятельной работы с самопроверкой по образцу:
Образец решения уравнений Х • 2 = 14 5 • Х = 15 Х = 14 : 2 Х = 15 : 5 Х = 7 Х = 3 7 • 2 = 14 5 • 3 = 15 |
Ход урока:
1.Самоопределение учебной деятельности:
Цель:
1)создать мотивацию к учебной деятельности;
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Устраивайтесь поудобнее. Мы отправляемся с вами в путь, чтобы добыть новые знания.
- Прочитайте запись( 2 слайд ).
(Слайд и запись появляются по щелчку)
- Как вы понимаете это выражение?
- Мы будем учить себя дальше, добывать новые знания.
- А как вы будете это делать? (Повторим необходимое, выполним задание для пробного действия. Скорее всего не получится. Выясним причину, поставим цель, выберем средства, спланируем свою работу и построим способ).
Изображение схемы прямоугольника ( 3 слайд ) :
а
S
b
(Слайд появляется по щелчку)
-Какие задачи вы можете решать, пользуясь данной схемой? (Задачи на нахождение площади прямоугольника и его сторон).
-Кто уверен, что такие задачи может решать?
-Кто хочет проверить свои силы?
-Каждый может правильно выполнить задание, если вспомнит и применит математическое правило на нахождение стороны и площади прямоугольника.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) повторить и закрепить знания нахождения площади прямоугольника и его сторон;
2)тренировать способность к решению известных видов уравнения;
3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
4)организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе 2:
а)- Итак. С чего же нам надо начать? (С повторения необходимого. Надо вспомнить правило нахождения площади прямоугольника и его сторон.)
- Составьте и запишите в тетради все возможные равенства по схеме.
(Учащиеся работают самостоятельно)
- Проверьте ( 4 слайд ). Объясни, как найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо перемножить его стороны.)
- Как найти одну из сторон прямоугольника? (Чтобы найти сторону прямоугольника, можно площадь разделить на другую сторону.)
а•b=S
b•a=S
S:a=b
S:b=a
(Слайд и каждая запись появляется по щелчку)
б)- Посмотрите у вас на столах карточка №1.
- Решите задачи, записанные на этой карточке.
Разноуровневые карточка №1 (раздаточный материал)
(площадь прямоугольника и его сторон)
Карточка №1 Заполните схему и решите задачу. Площадь прямоугольника 12 см2 , а длина – 4 см. Найди другую сторону. 4 см Х |
Карточка №1 Решите задачу. Длина одной стороны прямоугольника 2 см, а площадь – 18 см2. Найди другую сторону. Х 2 см |
Карточка №1 Решите задачу. Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая – 3 см. Найди площадь прямоугольника. |
- Проверьте решение задачи по образцу ( 5 слайд ).
(Слайд появляется по щелчку)
- Кто смог себе уверенно поставить «+»? Молодцы!
- Давайте похлопаем всем, кто получил «+».
- Какие математические правила помогли справиться с решение данных задач? (Чтобы найти площадь прямоугольника, можно перемножить стороны прямоугольника. Чтобы найти сторону прямоугольника, можно площадь разделить на другую сторону).
в)- Перед вами лежит карточка №2.
- Что необходимо сделать, чтобы правильно решить уравнения на сложение и вычитание? (Вспомнить алгоритм решения уравнения на сложение и вычитание)
- Как же вы будете действовать? (Найдём в уравнении и обозначим целое и части. Определим, чем является Х. Применим правило нахождения целого или части. Выполним действие. Запишем ответ).
( 6 слайд )
(Слайд и каждый пункт алгоритма появляются по щелчку).
Учащиеся работают самостоятельно 2-3 мин.
Карточка №2 (2 ряд)
Реши уравнение
Карточка №2 (3 ряд)
Реши уравнение
- Проверяем решение ( 7 слайд )
(Слайд и каждая строка решения появляются по щелчку).
- Зачем я предложила для повторения решение задач на нахождение длины и площади, решение уравнений? ( Это нам будет необходимо для того, чтобы узнать новое).
- Что же будет дальше? (Задание для пробного действия.
-Я предлагаю вам решить уравнения. Решите уравнения на карточке №3.
( 8 слайд )
(Слайд и уравнения для пробного действия появляются по щелчку).
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый вид уравнений на умножение и деление;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
-Давайте проверим решение этих уравнений.
-Поднимите руку, кто решил уравнение?
-Какие ответы получились на 1 ряду? На 2 ряду? На 3 ряду?
(Кто-то нашёл решение подбором, другие не заметили разницы с уравнениями с карточки №3, третьи заметили разницу, но не смогли ничего придумать).
- Что получилось? (Разные ответы).
- Кто сумеет доказать с помощью правила, что решил уравнение правильно? (Я не могу. Я не знаю такого правила).
- Чем похожи и чем отличаются новые уравнения от тех, которые мы уже решали? (Одинаковые числа, но в новых уравнениях вместо сложения и вычитания действия умножения и деления).
-В чём ваша трудность? (Мы не знаем правила, чтобы решить уравнения на умножение и деление).
-Вы поняли причину затруднения. Какая же тема нашего урока?
( 9 слайд )
(Слайд и тема урока появляются по щелчку).
- Решение уравнений вида a•x=b, a:x=b, x:a= b
-Какая же цель нашего урока?
-Научиться решать уравнения с действиями умножение и деление и построить алгоритм решения новых уравнений.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) построить новый способ решения уравнений с умножением и делением с использованием правила нахождения сторон прямоугольника и его площади и алгоритма решения уравнения со сложением и вычитанием;
2) зафиксировать новое правило и алгоритм.
Организация учебного процесса на этапе 4:
-Каким же способом некоторые из вас получили правильные ответы? (Путём подбора подходящего числа).
- Почему уравнения со сложением и вычитанием мы не решаем подбором? (Большие числа не подобрать).
-В новых уравнениях могут быть тоже большие числа.
- Попробуйте найти способ, который сводил бы их решение к вычислениям.
-Может быть, подойдут правила о нахождении части и целого? (Нет)
- Почему? (Множители – это не части, а количество, на которое разбито целое).
( 10 слайд )
(Слайд и решение каждого уравнения появляются по щелчку).
На экране чертежи, которые могут натолкнуть на мысль о том, что новые уравнения напоминают задачи о нахождении стороны и площади прямоугольника.
4 х 8
18
12
х
х
2
3
- Вспомните, какие задачи вам были предложены для повторения ? (Надо воспользоваться задачами, в которых находятся стороны и площадь прямоугольника).
- Подчеркните в уравнении компоненты действий, которые соответствуют сторонам прямоугольника одной чертой, а компоненты соответствующие площади, обведите квадратом.
Х
12
• 4 =
18
: Х = 2
х
: 8 = 3
- Что вы сейчас сделали? (Нашли компоненты, которые соответствуют сторонам и площади)
- Решим каждое уравнение, используя правила нахождения стороны или площади прямоугольника.
12
Х • 4 =
(Ищем сторону, поэтому площадь 12 делим на другую сторону 4:
Х=12:4
Х=3)
18
: Х = 2
(Ищем сторону, поэтому площадь 18 делим на другую сторону 2:
Х=18:2,
Х=9)
х
: 8 = 3
(Ищем площадь, поэтому стороны перемножаем:
Х=3 • 8,
Х=24)
- Расскажите, как вы решали каждое уравнение.
(Находили компоненты, которые соответствуют сторонам и площади)
На экране и на доске появляется первый шаг алгоритма.
( 11 слайд )
(Слайд и каждый пункт алгоритма появляются по щелчку).
Найди компоненты, соответствующие сторонам и площади прямоугольника
-Как поступали дальше?
Неизвестна сторона?
Да Нет
Неизвестна сторона,
применяем правило:
чтобы найти сторону надо площадь разделить на другую сторону
Неизвестна площадь,
применяем правило:
чтобы найти площадь, надо перемножить стороны
- Посмотрите, как выглядит эталон решения уравнений с умножением и делением.
( 12 слайд )
(Слайд появляется по щелчку).
Эталон решения уравнения а b a х • x = :x = b : a = b а х b b х a х а х = b : а х = а : b х = а • b |
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
организовать фиксацию нового алгоритма решения уравнений с умножением и делением во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Чем предлагаете заняться дальше? (Надо потренироваться.)
( 13 слайд )
(Слайд и каждая строка появляются по щелчку).
- Решите уравнения №1, стр. 1.
- Во время решения пользуйтесь алгоритмом решения уравнений с умножением и вычитанием, который вы составили.
Перовое уравнение один ученик у доски, а остальные в тетради.
3 • х = 21
3
Х
Х = 21:3
Х=7
Далее работа в парах. Ученик 1 варианта работает с комментированием, а другой следит и записывает, а потом наоборот.
- Теперь проверьте решение уравнений по образцу.
( 14 слайд )
(Слайд появляется по щелчку).
Образцы решения появляются на экране, после завершения работы основной части учащихся.
Проведение физкультминутки ( 15-21 слайд )
(Смена слайдов и действие анимации проходят автоматически после предыдущего слайда)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку умения применять алгоритма решения уравнений с умножением и делением на основе сопоставления своего решения с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Теперь вы готовы проверить свои способности в решении уравнений нового вида?
( 22 слайд )
(Слайд и каждая строка появляются по щелчку).
- Что вам для этого надо? (Поработать самостоятельно.)
( 23 слайд )
(Слайд и каждая строка появляются и исчезает по щелчку).
-Выбери из предложенных уравнений те, которые относятся к уравнениям нового вида. Реши их, пользуясь алгоритмом.
- Теперь проверьте по образцу, который у вас лежит на парте.
Образец решения уравнений Х • 2 = 14 5 • Х = 15 Х = 14 : 2 Х = 15 : 5 Х = 7 Х = 3 7 • 2 = 14 5 • 3 = 15 |
- Какие трудности возникли при решении уравнений нового вида? (……….)
- Что осталось непонятным? (………….)
- У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать повторение правила умножения на 1 и 0 и деления 0 и на 1.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Теперь вспомните, пожалуйста, правила умножения числа на 1 и 0.
( 23 слайд )
(Слайд и каждый столбик появляются по щелчку).
-Какое правило надо помнить о делении с 0 и 1?(На доске эталоны деления с 0 и 1 и умножении на 0 и 1)
а:а=1
0:а=0
а:1=а
а•1=1•а=а
а•0=0•а=0
-Выполните задание №5 стр.2. (Задание выполняется с места с комментированием)
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способ их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Подведём итог урока.
-Что вы узнали нового на уроке?
Что вы учились делать?
_Что вам понравилось?
Какая перед нами стояла цель? (Научиться решать уравнения с действиями умножение и деление и построить алгоритм решения новых уравнений)
- Достигли вы цели? Почему?
- Что вам помогло? Какой инструмент вы использовали? (Схема площади прямоугольника).
- Какую связь помогает установить схема? (Связь между площадью и сторонами прямоугольника).
- У кого-то осталось что-то неясное и непонятное?
- Оцените свою работу.
(Слайд и каждая строка появляются по щелчку).
2
18