СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 6 классе "Могучее царство Ф. Шопена"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • формирование знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления.
  • развитие представления о танцевальном жанре;
  • продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 6 классе "Могучее царство Ф. Шопена"»

План – конспект урока

ФИО учителя

Кусова М. А.

Предмет

музыка

Дата проведения урока

20.02.2021

урока в соответствии с КТП

19

Класс

6

Тема урока

Могучее царство Ф. Шопена

Целеполагание







Цели урока:

образовательная  

  • формирование знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления.

развивающая 

  • развитие представления о танцевальном жанре;

  • развитие певческих способностей учащихся.

воспитательная

  • повышать уровень музыкальной культурой учащихся;

  • продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.

Тип урока

решение учебных задач

Планируемые результаты

Личностные: мотивация к учебной деятельности; выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроения; эмоционально отзываться на доступные по настроению музыкальные произведения.

Метапредметные: осуществление поиска информации , расширяющей и дополняющей знания о биографии и творчестве Ф. Шопена.

Предметные: знакомство с понятиями прелюдия, этюд. Интонационно-образный анализ сочинений Ф. Шопена.

Оборудование

презентация


Ход урока

1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Печали, памяти, мечты…»

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена. Учащиеся выступают с сообщениями о жизни композитора. (По мере сообщения учащимися нового материала происходит показ слайдов с портретами).

Сообщения учащихся:

1 ученик:

- Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине. Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

2 ученик:

- Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».

Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена.

3. Актуализация знаний

-О каком композиторе нам рассказали?

-Какая музыка сопровождала выступление ребят?

- Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».

- -Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки? (Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, грустно, проникновенно. Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе).

- Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»

-Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки? (Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей).

- Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!».

-Так к кому же в своем письме обращался композитор? (К своей Родине).

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20. Давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте. (динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

- Как звучит эта музыка? (Сначала громко, затем тихо и совсем тихо).

- Какой контраст вы услышали в музыке? (Динамический)

- Подберите слова для передачи характера, настроения музыки. (Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, мужественно, как воспоминание, размышление).

- Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена? (Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной).

- Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

5. Первичная проверка понимания

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12, названный «Революционный».

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка.

Слушание Этюда №12.

-Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку? (Горе, гнев, возмущение).

-Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

-Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига? (В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание).

6. Первичное закрепление

- Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине. Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали? (ответы учащихся)

- Что интересного узнали о Шопене? (ответы учащихся)

- Каким человеком перед нами раскрылся Шопен? (Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине).

- Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились? (ответы)

- Для какого инструмента писал композитор? (Фортепиано)

- К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения? (Инструментальная, камерная).

- Что означает понятие камерная музыка? (Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах).

7. Вокально-хоровая работа

8. Рефлексия

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.

  1. Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.

  2. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

  3. Любимый инструмент Шопена.

  4. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

  5. Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

 

9. Домашнее задание: Выразить в рисунке свои впечатления от прослушивания музыки Ф. Шопена.