СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Умей предупреждать болезни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру можно использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Умей предупреждать болезни"»

Конспект урока по окружающему миру в 3 А классе

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс ГОУ ЯО «Переславль – Залесская школа – интернат № 4»

Учитель: Васильева О. Т.

УМК: «Школа России». Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Часть 1.

Тема урока: «Умей предупреждать болезни»

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология  деятельностного метода обучения.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;

Коррекционно - развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление, внимание

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;

Метапредметные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • извлекать из текста учебника необходимую информацию;

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные:

  • применять знания о своём организме в жизни (правил закаливания организма);

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

УУД личностные:

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни,

регулятивные:

  • структурирование знаний;

познавательные:

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Межпредметные связи: литературное чтение, история, русский язык

Оборудование:

- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

- Проектор, экран, ноутбук;

- мультфильм «Лунтик», 213 серия «Закаливание»

- карточки с тестом, картинки и надписи к ним

- аптечка с (маска, шприц, лимон, мыло, носовой платок);

- клей, бумага А 3, конверты с названиями групп


Ход урока

    1. Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Даёт положительный настрой на урок. (Слайд 2 с музыкой)

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто лучик протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день вам приносил только радость.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель: Но сначала мы проверим домашнее задание.

Задание № 1 и 2 распечатать на листочках

(Ответы написать на листочках. Взаимопроверка после двух заданий)

Узнай орган по описанию (Слайд 3):

1) Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниток лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах. (нервы);

2) Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить её можно хоть сто лет. (кожа);

3) Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот «мешок» все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (сердце).

Учитель:

Узнай орган по картинке (Слайд 4): (Лёгкие, мозг, сердце, печень, желудок)

Взаимопроверка со слайда.

Учитель:

Молодцы! Мы с вами вспомнили о строении человека и его органах, а сегодня мы узнаем, как быть здоровым и как укрепить свой организм.

Учитель:

Дети и взрослые хотят как можно дольше оставаться здоровыми, красивыми и энергичными. К сожалению, по данным социологических исследований 30% новорожденных детей имеют нарушения здоровья, а к 7-10 годам уже у 70% детей имеются разные заболевания.

Учитель:

Прочитайте громко со слайда стихотворение и скажите, о чём говорится в стихотворении? (Слайд 6)

Здоровье – это не игрушка.
Легко сломать, нельзя купить.
Давайте лучше мы подумаем,
Как нам его подольше сохранить

Дети:

Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. К нему надо бережно относиться. За здоровье надо бороться всеми силами.

Учитель:

Вы правильно думаете и мыслите.

Ш. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Учитель

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Составь тему урока по стрелкам, начиная от точки. (Слайд 7)

Дети:

Тема нашего урока «Умей предупреждать болезни».

Учитель:

Что нам предстоит узнать на уроке? (На доске)

Узнать

  • Как предупреждать болезни, что для этого нужно делать, чтобы не болеть)

  • Какие цели, исходя из темы, мы поставим на сегодняшний урок?

Дети:

  • Будем учиться укреплять и сохранять свое здоровье.


IV. Изучение нового материала

Учитель:

 Я предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Лунтик». Во время просмотра постарайтесь определить, что герои мультфильма сделали неправильно?

  1. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия 213, «Закаливание» (мультфильм 4 мин)

Так что же герои мультфильма сделали неправильно?

Дети:

Лунтик и Кузя без подготовки организма резко начали закаливание и поэтому заболели.

А чтобы ответить на вопрос:

С помощью чего происходит закаливание? Необходимо отгадать загадки

2) Учитель:

Отгадайте загадки (Слайд 8)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

(Солнце получают эмблему)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода) получают эмблему

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух) получают эмблему

Получайте своего друга. (Каждая группа получает своего друга здоровья, который находится в конвертах на вашем столе)

3)Учитель:

Скажите, в каком всем известном крылатом выражении встречаются эти слова?

Дети:

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (Слайд 9)

Учитель:

Почему так говорят?

Дети: 

Они помогают закалять, укреплять наш организм, все важны, необходимы человеку и солнце, и вода, и воздух.

Учитель: 

Вот так и будут называться наши три группы.

Верно!

4) Физминутка

Люди с самого рожденья жить не могут без движения

Мы умеем топать, топать

И в ладоши хлопать, хлопать.

Мы умеем потянуться,

Друг на друга оглянуться.

И кругом все повернуться,

И друг, другу улыбнуться.

Мы, как зайцы, прыг да скок.

Мы, как мишки, топ, топ, топ.

А потом шагать, шагать,

Никому не отставать.

5) Работа в группах по учебнику (с.147-148).

Для выполнения этого задания нам понадобится: картон с названиями, клей, картинки, подписи к картинкам

Учитель: 

Сегодня вы будете работать в группах.

Но сначала вспомним, как нужно работать в группе, чтобы был хороший результат? 

Дети:

Работать вместе, дружно, всем принимать участие в работе, совещаться и договариваться и не ругаться.

Задания:

- Прочитайте в учебнике задания работы на стр. 147. - 148

- Изучите правила закаливания воздухом, водой и солнцем.

А сейчас каждая группа получает задание:

Дети составляют Памятку для закаливания по материалам учебника. Подготовиться и представить ее классу. Дети наклеивают свои картинки и к ним подписи на картон. Выбирают руководителя группы и презентуют свою работу по очереди перед другими учащимися.

1 группа – закаливание воздухом.

2 группа – закаливание водой.

3 группа – закаливание солнцем

Работа детей по группам. На слайде 10 (Закаливание)

1 группа

- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух)

Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.

(Слайд 10)

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).

2 группа

- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)

Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.

(Слайд 10)

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

3 группа

- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).

Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ. (Слайд 10)

Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)

Учитель:

Итак, сейчас мы услышали сообщения о том, как помогают солнце, воздух и вода человеку быть здоровым?

Можно ли сказать, что какой-либо из друзей: Солнце, Воздух и Вода является самым важным?

Чтобы не болеть, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода! (Слайд 11)

(Слайд 12)

При этом нужно помнить, что закалять свой организм надо постепенно и систематически, т.е. постоянно. Ведь при этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

6). Расширение знаний о закаливании (Слайд 13)

- Посмотрите, ребята, Мудрая Сова принесла нам сообщение.

1 Сообщение учителя:

«В детстве великий полководец Александр Суворов был слабеньким болезненным мальчиком. Он так часто болел, что отец не разрешил отдать его на военную службу. Это не понравилось маленькому Саше. Он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу.

2 Сообщение учителя: (Слайд 14)

Известный русский художник Илья Ефимович Репин для закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне. Даже зимой он пользовался только спальным мешком, но стёкла так и не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое «простуда». 

Учитель

Хождение босиком тоже один из видов закаливания. Крестьяне на Руси часто ходили босиком, т.к. бывало, что на всю семью имелась одна пара сапог, и её жалели. Но при этом все сохраняли богатырское здоровье. Немецкий ученый Себастьян Кнейп утверждал, что самая лучшая обувь – это отсутствие обуви, и каждый шаг босиком – лишняя минута жизни.

Многие врачи рекомендуют один из методов закаливания – хождение босиком. Сначала это можно делать в комнате, а весной и летом и уже закалённому человеку – осенью, около дома по дорожке, в саду по траве и песку (начиная с нескольких минут).

Учитель:

Мы устали, что же поможет нам взбодриться и отдохнуть?

А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?

Дети:

7) Физкультминутка

Учитель:

Ребята, а это кто?

Подвижная игра «Микробы атакуют!»

У нас в классе появился «болезнетворный микроб» и пытается попасть в круг к самому здоровому ученику! Друзья, возьмитесь за руки и не пускайте его!

- Почему «микробу» не удалось проникнуть к вам?

Дети:

Объединились солнце, вода и воздух.

8) Актуализация знаний об инфекционных болезнях и аллергии.

А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком «сюрпризе» идет речь.

Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Грипп», с небольшими изменениями в тексте)

Соня сегодня из школы пришла,
С книжками вместе «сюрприз» принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Соня недовольна.
Надо ей учить уроки — а она лежит в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — надо с этим всем смириться,
Надо тот «сюрприз» прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть!

Что за «сюрприз» принесла Соня из школы?

Дети:

Болезнь

Учитель:

Признаки какого инфекционного заболевания были у Сони?

Дети: Признаки гриппа

9). Работа с учебником. Стр. 148-149 (Слайд 15)

Работа с толковым словарем.

(один ученик работает со словарем Ожегова находит слово «инфекция»)

Существует очень много различных инфекционных болезней. Слово «Инфекция» в переводе с латинского означает «заражать». Инфекции могут передаваться от больных людей к здоровым и поражать одновременно множество людей. Это называется эпидемией.

Прочитайте в учебнике на с.148 -149 и назовите инфекционные заболевания и что такое аллергия.

Я назову вам лишь несколько инфекционных заболеваний: ангина, ветрянка, грипп, корь, краснуха, менингит, конъюнктивит, свинка, скарлатина, желтуха. От многих инфекционных заболеваний нас защищают профилактические прививки, поэтому отказываться от них не рекомендуется.

10). Практическая деятельность.

Учитель: 

К нам на урок пришел доктор Айболит и принес с собой аптечку.

Я предлагаю вам посмотреть, что внутри аптечки. Здесь находятся разные предметы для индивидуальной защиты от инфекций. Объясните, как они могут уберечь от заражения?

Маска - (помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы)

Мыло- (чем чаще будешь мыть руки, тем лучше. Ведь на поверхностях окружающих предметов может быть инфекция)

Носовой платок- (так же, как и маска, помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы. Закрывайся, платком, когда рядом больной человек)

Шприц – (вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения)

Витамины и цитрусовые – (в них содержится витамин С, который успешно помогает организму справляться с инфекцией)

Но будьте осторожны, дети, во всем нужно знать меру! Что может случиться, если ребенок съест слишком много цитрусовых? 

Дети:

Он заболеет, это приведет к аллергии

Аллергия (Слайд 15)

А знаете ли вы, что такое аллергия? Прочитаем об этом в учебнике на с. 148-149 вторая строка снизу (читаем вслух текст об аллергии)

V.  Итог урока, домашнее задание. 

Учитель:

Вы знаете, что в начале и в конце зимы, когда наступает оттепель, люди, начинают массово болеть гриппом. Как уберечься от этого заболевания?

Некоторые заболевания бывают очень тяжелыми, и возникает необходимость вызвать врача. Кто из вас знает, как вызвать «скорую помощь»? (03) (103) (112)


Рефлексия. (Слайд 16)

На сегодняшнем уроке я узнал…

После урока мне захотелось…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Оцените себя, выбрав лучики цвета (Слайд 17)

Жёлтые лучики – работал на уроке активно, давал правильные ответы

Зелёные лучики – работал на уроке, но не очень активно

Красные лучики – кто много ошибался и не был активным





Учитель:

Давайте закончим наш урок известным лозунгом о здоровье. Составьте из отдельных слов фразу.

У детей возле доски в руках карточки со словами «В», «ЗДОРОВЬЕ», «НАШИХ», «НАШЕ», «РУКАХ!»

Дети перестраиваются, получается лозунг «Наше здоровье в наших руках!» (Слайд 18)

Учитель:

Урок окончен. Спасибо за работу. Я и мы желаем вам всем здоровья! (Слайд 19)


Домашнее задание будет на ваш выбор:

Прочитать текст в учебнике на с. 147-149.;

Рабочая тетрадь стр. 85 (это закрепление материала на уроке)







Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день

Работа по группамКак мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)