Тема | Письмо длинных прямых наклонных линий |
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв (овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий), рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слова на слоги, определяют место ударения в слове |
Личностыне результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки : упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 13–14, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, вспомним героев сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек.  Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Слово. Схема слова. Слог. Ударение. Ударный слог (с. 13–14)1 | Фронтальная, индивидуальная; беседа с опорой на схему слова; словесный, практический | – Посмотрите на верхнюю часть с. 13. Кто идет по канату? – Что держит в своей руке Карандашик? Учитель обращает внимание на схему слова «шар». – Сколько слогов в слове? – Проверьте. – А что в руках у веселого клоуна? Учитель обращает внимание на схему слова «шары». – Определите, сколько в слове слогов. – Как это отражено в схеме слова? – Назовите первый слог. – Назовите второй слог. – Определите ударный слог. Назовите слово. – Какой слог произносится с большим напряжением в голосе? – Как это отражено в схеме слова? | Отвечают на вопросы: – Наш друг Карандашик и цирковой клоун. – Шар. – Один. Подставляют под подбородок ладонь руки и произносят слово (сколько раз соприкоснется подбородок с ладонью, столько и слогов в слове). – Шары. – Два. – Схема слова разделена длинной вертикальной чертой, которая делит слово на два слога. – Ша-. – -Ры. – Шары́. – Второй – ры. Значит, ударный слог второй. – Над вторым слогом поставлена маленькая косая черточка – знак ударения | Формулируют ответы на вопросы, определяют количество слогов в слове, ударный слог, читают схему слова | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, определение количества слогов, ударного слога |
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Упражнение «Подвижные пальцы». Вот помощники мои! | Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются. | Их, как хочешь, поверни. | Поворачивают руки ладонями к себе и обратно. | Раз, два, три, четыре, пять – Не сидится им опять. | Ходьба на месте. Вертят руками. | На моей руке пять пальцев, Пять отличнейших хватальцев, | Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются. Хватательные движения. | Пять умельцев и держальцев, | Имитация удерживания в руках чего-либо. | Чтоб строгать и чтоб пилить, | Работают «рубанком», «пилят». | Чтобы брать и чтоб дарить. | Стараются что-то взять, «подают букет цветов». | Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. | Считают правой рукой пальцы на левой руке, потом левой рукой – на правой | | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
4. Обведение предметов по контуру, штриховка в заданном направлении различными способами (с. 13–14) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, практический | – Сядьте правильно, положите на стол тетрадь как нужно, возьмите правильно красный карандаш, обведите шары. Заштрихуйте шар, который держит Карандашик, карандашом красного цвета сверху вниз – овалами. – Заштрихуйте шары, которые держит клоун. Первый шар – карандашом зеленого цвета – полуовалами слева направо; второй шар – карандашом синего цвета – короткими прямыми наклонными линиями сверху вниз; третий шар – карандашом желтого цвета – кругами справа налево; четвертый и пятый шары – по своему усмотрению | Выполняют задания: обводят шары по контуру, заштриховывают шары определенным цветом в соответствующем направлении и способом | Внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, нанесения штриховки в заданном направлении овалами, полуовалами, короткими прямыми наклонными линиями, обведение предмета по контуру |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Рисование узоров, бордюров (с. 14) | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, практический | – Откройте с. 14. Из каких элементов состоят узоры и бордюры? – Эти элементы составляют предметы. Какие? – Обведите по контурным линиям и продолжите рисование выбранного вами предмета2 | Отвечают на вопросы: – Из полуовалов, горизонтальных прямых линий, длинной прямой наклонной линии, наклонной линии с закруглением вверху. – Посуду: чашечку, сахарницу, вазочку, половник. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, применяют обобщающее слово, обводят предметы по контурным линиям | Индивидуальный. Рисование узоров и бордюров |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 13–14. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |