Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат основного общего образования» д. Харампур
КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
тема:
«Обучение сжатому изложению»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Завойскина Елизавета Николаевна
д. Харампур
2018г.
Тема: Урок развития речи. Обучение сжатому изложению.
Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.
Задачи:
1)образовательные:
- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;
- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;
2)развивающие:
- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
3)воспитательные:
- формировать у учащихся любовь к изучению языка.
Ход урока
-
Оргмомент. Целеполагание. (Слайд 2)
- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.
Пьер Буаст
Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французского языка
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3)
-
Слово учителя. (Слайды 4 – 8)
Приемы сжатия текста.
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.
Для этого следует:
1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
При сжатии:
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Приемы сжатия текста:
- Выделяют три способа сжатия текста:
а) Исключение подробностей, деталей;
б) Обобщение конкретных, единичных явлений;
в) Упрощение (сочетание исключения и обобщения)
III. Тренировочные упражнения по группам.
Работа по группам. Каждая группа работает над одним из приемов сжатия текста, затем результаты работы оглашаются.
Первая группа получает задание: Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.
Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли. (С.Волков)
Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.
Когда говорят_________________________, то сравнивают человека___________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном._______________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ________________________, были способны_________________________, а передвигаясь,________________.
Исходный текст (после разбивки на абзацы) | Полученный текст (после заполнения пропусков в опорных предложениях) | Приёмы сжатия |
Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли. ) | Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли. | Исключение второстепенной информации: Из нескольких однородных примеров к первому тезису оставляем один, так как они равноценны. Исключаем детали: во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени |
Задание для второй группы:
Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант фрагмента.
Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них просто нет языка.
Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи – тоже не овладели языком.
( По Л. Успенскому)
Исходный текст (после разбивки на абзацы) | Полученный текст | Приёмы сжатия |
Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них просто нет языка. Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи – тоже не овладели языком. | Язык не нужен животным-одиночкам, потому что они все делают инстинктивно, а простые естественные чувства они выражают без всяких слов, без какого-либо языка. Животные, ведущие стадный образ жизни: тоже не овладели языком. | Прием обобщения Вместо однородных членов употреблены обобщающие слова. Простые предложения объединяем в сложное |
Представитель группы оглашает результаты своей работы, объясняя приемы сжатия текста.
IV. Работа с текстом.
Учитель: Прием исключения второстепенного и обобщение частной информации помогут нам написать сжатое изложение.
Внимательно прослушайте текст, выделите главное и второстепенное в содержании, определите количество смысловых частей:
У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов. В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комбинируя разные вагоны, можно составлять разные поезда. Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает. (В. Плунгян)
Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль.
Как можно озаглавить текст?
Сколько микротем вы выделили?
Работа в парах (каждая пара получает текст изложения).
Разбейте текст на абзацы
Работа с микротемами:
В каждом абзаце подчеркните тезис(ы), вычеркните второстепенную информацию, т.е. те отрезки текста, которые не несут смысловой нагрузки.
У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов.
В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комбинируя разные вагоны, можно составлять разные поезда.
Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает.
Своими словами сформулируйте и запишите содержание микротем.
1. Как у каждого народа свои способы строить жилище, так и в каждом языке свои способы строительства слов.
2. В русском языке слова делятся на части – морфемы. Из одних и тех же морфем можно строить разные слова.
3. Главная часть слова – корень, слов без него не бывает.
Перескажите выделенный фрагмент, используя приемы сжатия текста.
V. Домашнее задание.
1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.
Алгоритм работы над сжатым изложением
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.
3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.
7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
2. Прочитайте текст и выполните задания к тексту.
Текст
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Юрию Марковичу Нагибину)
- Выпишите опорные слова.
(воспитание, семья, нравственность)
- Какова тема текста?
- Найдите ключевые слова. Определите основную мысль.
(Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется)
- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.
(1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.
2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями.
3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.)
- Запишите сжатый текст по микротемам.
- Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия.
Примерный вариант сжатого изложения
Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.
Используемая литература:
1. Канакина Г.И., Родионова И.Г. Учимся работать с текстом: Учебно-методическое пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. 9 класс. / Под общей редакцией Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.