Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Дорогие друзья, мы рады представить вам Логинову Викторию Викторовну, учителя МОУ «Поросозерская СОШ» п. Поросозеро, Республика Карелия. Сегодня Виктория Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Данный материал будет интересен педагогам СОШ.
Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:
«Конечной целью представленной к публикации работы является создание оптимальных условий для написания сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Авторская разработка обеспечивает формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций учащихся. Советую уроки сочинения по картинам проводить с использованием Интернет- ресурсов (виртуальные экскурсии по картинным галереям, создание собственных видеороликов)».
Профессионального чтения…
Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Посмотреть статью в полной версии с приложениями
Тема урока: Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Цель урока:
создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица».
Задачи урока:
продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);
б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);
в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Ход урока.
Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след…
Афанасий Афанасиевич Фет
1. Вводно-мотивационный этап.
– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?
– Правильно, на картинах!
2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.
3. Просмотр видеоролика «Натюрморты». ( Автор Логинова В.В. Ресурсы: stilleben-art.ru., [email protected] ).
– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.
– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)
– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).
– Каким же образом? ….. Правильно, словами.
– Пробовали вы это делать раньше? (Да) –
Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)
– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?
– Да, мы будем описывать картину.
4. Операционно-содержательный этап.
– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?
– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?
– Попробуйте закончить стихотворение.
– Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… «натюрморт».
– Молодцы! А что же такое натюрморт?
Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.
Коррекция учителем ответов.
– Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.
– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)
– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.
– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры
– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)
Целеполагание.
– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)
– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.
– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……
5. Сообщение ученика. Слово о художнике.
6. – Обратимся к картине «Цветы, фрукты, птица»
– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.
Беседа по картине:
– Какие предметы изобразил художник?
– Что поместил художник в центре своей картины?
– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?
– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
– Что изобразил художник на картине слева?
– Что мы видим справа от вазы?
– Можем ли мы по фруктам сказать, какой летний месяц «скрывается» за ними?
– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?
– Что еще на картине привлекает ваше внимание?
– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?
– Нравится ли вам эта картина? Почему?
7. Физминутка.
8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)
– Перед вами карточки «Установи соответствие. Проверь правописание». Стрелками соедините предметы, изображённые на картине со словами и словосочетаниями в правой колонке. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.
– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)
Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,
жёлтая настурция,
Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов
Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.
Оцените себя по итогам выполненной работы.
0-1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
3 -5 ошибок – «3»
– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?
– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.
– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)
9. А теперь поиграем в игру «Подбери синоним». Кто больше сможет подобрать синонимов к выделенным словам? (Слайд № 16. Презентация к уроку.)
Художник: живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец
Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.
Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.
– Молодцы! Победитель …..
– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)
10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)
– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.
– С чего же начнём сочинение?
1. Вступление.
– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)
Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)
О красоте живого мира, Фёдор Петрович Толстой, картина рассказывает, его натюрморт, замечательный русский художник, «Цветы, фрукты, птица», передо мной. (слайд)
Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)
– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.
2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).
3. Настроение картины.
4. О каком времени года напоминает натюрморт?
5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)
6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)
10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.
11. Рефлексивно-итоговый этап.
– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.
– Попрошу вас поставить себе оценку за урок. Учитывайте вашу работу, правильность ответов, активность.
– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.
Итоги урока. (по выбору учащихся)
А) закончи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)
12. Дом. задание: написать сочинение.
Приложение № 5
Опорная лексика:
Передо мной картина …
На переднем плане натюрморта …
В центре картины художник изобразил…
Справа живописец расположил…
Предметы на картине говорят …..
Цветовая гамма очень разнообразна:…
Это говорит о …….
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Глядя на это замечательное полотно…
Это произведение искусства вызывает у меня…