СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению - описанию по репродукции с картины Ф.П. Толстого "Цветы, фрукты, птица. Крышка стола".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Развитие речи.»

Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Дорогие друзья, мы рады представить вам Логинову Викторию Викторовну, учителя МОУ «Поросозерская СОШ» п. Поросозеро, Республика Карелия. Сегодня Виктория Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Данный материал будет интересен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:

«Конечной целью представленной к публикации работы является создание оптимальных условий для написания сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Авторская разработка обеспечивает формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций учащихся. Советую уроки сочинения по картинам проводить с использованием Интернет- ресурсов (виртуальные экскурсии по картинным галереям, создание собственных видеороликов)».

Профессионального чтения…



Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Посмотреть статью в полной версии с приложениями


Тема урока:   Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Цель урока:

  • создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица».

Задачи урока:

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).

  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.

  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).

  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);

б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Ход урока.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.                                                                                                                            

3. Просмотр видеоролика «Натюрморты». ( Автор Логинова В.В. Ресурсы: stilleben-art.ru., [email protected] ).

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.          

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)                                

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).                                              

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.                                                                                

– Пробовали вы это делать раньше? (Да)                                                                                               –

Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)                                

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?                                                    

– Да, мы будем описывать картину.  

4. Операционно-содержательный этап.                                            

– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?      

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?                                                                                                                                            

– Попробуйте закончить стихотворение.                                                                                        

– Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,                                                    
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…                                     «натюрморт».  

– Молодцы! А что же такое натюрморт?

Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Коррекция учителем ответов.

– Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.  

– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)

– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

Целеполагание.

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

5. Сообщение ученика. Слово о художнике.

6. – Обратимся к картине «Цветы, фрукты, птица»

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

– Какие предметы изобразил художник?                  

– Что поместил художник в центре своей картины?

– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

– Что изобразил художник на картине слева?

– Что мы видим справа от вазы?

– Можем ли мы по фруктам сказать, какой летний месяц «скрывается» за ними?

– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

– Нравится ли вам эта картина? Почему?

7. Физминутка.

8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)

– Перед вами карточки «Установи соответствие. Проверь правописание». Стрелками соедините предметы, изображённые на картине со словами и словосочетаниями в правой колонке. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.

– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)

Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,

жёлтая настурция,

Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов

Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.

Оцените себя по итогам выполненной работы.

0-1   ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

3 -5 ошибок – «3»

– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?

– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

9. А теперь поиграем в игру «Подбери синоним». Кто больше сможет подобрать синонимов к выделенным словам? (Слайд № 16. Презентация к уроку.)

Художник:   живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец                                

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.                    

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

– Молодцы! Победитель …..

– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)

– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.                                                                                                                                                

– С чего же начнём сочинение?        

1. Вступление.                                                                                                                                        

– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)

Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)

О красоте живого мира, Фёдор Петрович Толстой, картина рассказывает, его натюрморт, замечательный русский художник, «Цветы, фрукты, птица», передо мной. (слайд)

Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)

– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.

2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).

3. Настроение картины.

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)     

10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.

11. Рефлексивно-итоговый этап.

– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

– Попрошу вас поставить себе оценку за урок. Учитывайте вашу работу, правильность ответов, активность.

– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.

Итоги урока. (по выбору учащихся)      

А) закончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)

12. Дом. задание: написать сочинение.

 

Приложение № 5

 

 

 

Опорная  лексика:

 

Передо  мной  картина  …

 

На  переднем  плане   натюрморта …

 

В центре  картины  художник  изобразил…

 

Справа живописец расположил…

 

Предметы на картине говорят …..

 

Цветовая  гамма  очень  разнообразна:…     

Это говорит о …….

 

При создании  картины  мастер  использовал…

 

Художнику  удалось…

 

Глядя на это замечательное полотно…

 

Это произведение искусства вызывает у меня…