II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Я предлагаю вам интересное задание. Оно называется «Испорченная машинка». Вы видите слова, в которых пропущены все гласные. Ваша задача – восстановить эти слова и записать их в кроссворд. В конце у вас получится ключевое слово. При необходимости помогает, дает подсказки. Какое ключевое слово получилось? А что такое, по-вашему, культура? Совершенно верно! Это и передаваемые из поколения в поколение ценности, обычаи, правила поведения, и культурные растения, выращиваемые человеком для получения продуктов, кормов для животных, сырья. Кстати, какие культурные растения встретились вам в кроссворде? Вспомните, как я начала урок. Я разговаривала с вами как культурный человек? Конечно же, нет! Как говорят про такого человека? Иными словами, человеком, у которого нет культуры речи, культуры общения. А что такое, по вашему мнению, культура речи? ПРЕЗЕНТАЦИЯ О каком человеке можно сказать, что он обладает культурой речи? Хорошо! А теперь мы проверим, обладаете ли вы культурой речи. Работа в парах. Давайте разыграем сценку. Представьте, что вам нужно попросить у своего одноклассника тетрадь. Как бы вы это сделали? Выбирает мальчика и девочку. Какие вы молодцы! Спасибо! (обращаясь к классу): - Ребята, скажите, все ли правильно сказали … и … ? Что было лишним? Чего не хватало? (ответы) Спасибо за ответы! А теперь давайте узнаем, что нам пишет о культуре речи книга. Работа с учебником. - Откройте, пожалуйста, свои учебники на стр. 136 упр. 487. Прочитайте задание. - Для начала давайте вспомним, что такое текст? - Какие части текста вы знаете? Из чего состоит текст? - Какие типы текстов вы знаете? - А стили?
- Давайте вспомним, что такое тема? - А что такое главная мысль? - Молодцы! Теперь давайте прочитаем текст. - Какой этот текст по типу?
- А каков этот текст по стилю? - Определите тему этого текста. - Какая главная мысль данного текста?
ФИЗМИНУТКА Вернемся к заданию. Вы верно определили тему и главную мысль. Но заметили ли вы, что этот текст никак не называется? У него нет заголовка! А что такое заголовок? Давайте подберем его! | Разгадывают кроссворд всем классом. По одному выходят к доске и заполняют кроссворд, остальные пишут слова в тетради, выделяя орфограммы.
Культура. Рассуждают.
Капуста, пшеница. Нет. Бескультурный, невоспитанный. Соблюдение норм устного и письменного литературного языка; умение использовать выразительные средства языка, правильно строить высказывания. Рассуждают. Разыгрывают сценку. Отвечают. Открывают, читают задание. Один ученик читает вслух. Это несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой и главной мыслью. Вступление, основная часть, заключение. Описание, повествование, рассуждение. Научный, официально-деловой, публицистический, художественный, выделяют и разговорный стиль. Это то, о чем говорится в тексте. Это то, что хотел донести автор. Два ученика читают вслух. Рассуждение, т.к. представлен ряд мыслей на определенную тему. Научный. «Культура речи» Умения ясно выражать свои мысли и слушать собеседника – признаки того, что человек обладает культурой речи. Это название текста, в котором отражается тема или главная мысль текста. Подбирают заголовок. | Вопросы, предполагающие устный ответ. Работа в парах. Работа по учебнику. Разыгрывание сценки, ее анализ. Чтение текста, анализ его. |