СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка - развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - технологическая карта урока русского языка в 4 классе по СРО Занкова. Тема: "Выбор заголовка текста. Определение темы текста, его главной мысли." Прилагается презентация и кроссворд. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка - развития речи»

Луцай Дарьи Владимировны, ПОно-35



Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: открытия новых знаний

УМК: СРО Л.В.Занкова


Технологическая карта


Тема

Выбор заголовка текста. Определение темы текста, его главной мысли.

Цель

Учить учащихся определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок

Задачи

  1. учить письменной передаче текста, выбирать наиболее точные слова, пользоваться различными способами сокращения текста (образовательная);

  2. развивать связную речь, умение критически мыслить, творческие способности, память, образное мышление (развивающая);

  3. воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к родному языку (воспитательная).


Формируемые УУД

Личностные: 1) Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2) Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. 3) В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Регулятивные: 1) Самостоятельно формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения. 2) Принимать и сохранять учебную задачу. 3) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 4) Осуществлять итоговый контроль по результату. 5) Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников.

Познавательные: 1) Строить сообщения в устной и письменной форме. 2) Воспринимать и анализировать тексты. 3) Строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные: 1) Строить монологическое высказывание. 2) Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 3) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 4) Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные: 1) Оценивать правильность, уместность выбора языковых и неязыковых средств общения. 2) Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения. 3) Самостоятельно озаглавливать текст. 4) Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи. 5) Находить главные и второстепенные члены предложения.

Основные понятия

Культура речи; текст; заголовок; тема текста; главная мысль текста.

Ресурсы

Тетрадь; учебник; доска; мультимедийная презентация; карточки для физминутки; карточки для рефлексии.


Этап урока

Деятельность учителя



Деятельность ученика


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Хай, малявки! Падайте на свои места!

- Вы удивлены таким обращение? Почему?


- А как я должна была к вам обратиться? Почему?

Далее учитель исправляет свои ошибки и приветствует детей в соответствии со всеми правилами этикета.

- Как вы думаете, почему я сегодня так необычно начала урок?

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.



Ответы. Мы находимся в школе, нужно соблюдать правила поведения и культуру речи, а такой разговор недопустим.

Ответы.







Высказывают предположения.



Открывают, записывают.

Вопросы, предполагающие устный ответ.


II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Я предлагаю вам интересное задание. Оно называется «Испорченная машинка». Вы видите слова, в которых пропущены все гласные. Ваша задача – восстановить эти слова и записать их в кроссворд. В конце у вас получится ключевое слово.

При необходимости помогает, дает подсказки.

Какое ключевое слово получилось?

А что такое, по-вашему, культура?

Совершенно верно! Это и передаваемые из поколения в поколение ценности, обычаи, правила поведения, и культурные растения, выращиваемые человеком для получения продуктов, кормов для животных, сырья. Кстати, какие культурные растения встретились вам в кроссворде?

Вспомните, как я начала урок. Я разговаривала с вами как культурный человек?

Конечно же, нет! Как говорят про такого человека?

Иными словами, человеком, у которого нет культуры речи, культуры общения.

А что такое, по вашему мнению, культура речи?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


О каком человеке можно сказать, что он обладает культурой речи?


Хорошо! А теперь мы проверим, обладаете ли вы культурой речи.

Работа в парах.

Давайте разыграем сценку. Представьте, что вам нужно попросить у своего одноклассника тетрадь. Как бы вы это сделали?

Выбирает мальчика и девочку.

Какие вы молодцы! Спасибо!

(обращаясь к классу): - Ребята, скажите, все ли правильно сказали … и … ? Что было лишним? Чего не хватало? (ответы)

Спасибо за ответы! А теперь давайте узнаем, что нам пишет о культуре речи книга.

Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста, свои учебники на стр. 136 упр. 487. Прочитайте задание.

- Для начала давайте вспомним, что такое текст?

- Какие части текста вы знаете? Из чего состоит текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

- А стили?



- Давайте вспомним, что такое тема?

- А что такое главная мысль?

- Молодцы! Теперь давайте прочитаем текст.

- Какой этот текст по типу?



- А каков этот текст по стилю?

- Определите тему этого текста.

- Какая главная мысль данного текста?



ФИЗМИНУТКА

Вернемся к заданию. Вы верно определили тему и главную мысль. Но заметили ли вы, что этот текст никак не называется? У него нет заголовка! А что такое заголовок?

Давайте подберем его!

Разгадывают кроссворд всем классом. По одному выходят к доске и заполняют кроссворд, остальные пишут слова в тетради, выделяя орфограммы.





Культура.

Рассуждают.







Капуста, пшеница.



Нет.


Бескультурный, невоспитанный.





Соблюдение норм устного и письменного литературного языка; умение использовать выразительные средства языка, правильно строить высказывания.


Рассуждают.








Разыгрывают сценку.







Отвечают.








Открывают, читают задание. Один ученик читает вслух.


Это несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой и главной мыслью.

Вступление, основная часть, заключение.


Описание, повествование, рассуждение.


Научный, официально-деловой, публицистический, художественный, выделяют и разговорный стиль.

Это то, о чем говорится в тексте.


Это то, что хотел донести автор.

Два ученика читают вслух.

Рассуждение, т.к. представлен ряд мыслей на определенную тему.

Научный.


«Культура речи»


Умения ясно выражать свои мысли и слушать собеседника – признаки того, что человек обладает культурой речи.




Это название текста, в котором отражается тема или главная мысль текста.




Подбирают заголовок.

Вопросы, предполагающие устный ответ.

Работа в парах.

Работа по учебнику.

Разыгрывание сценки, ее анализ.

Чтение текста, анализ его.


III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Молодцы! А теперь на секундочку остановимся. Вспомните работу, которую мы уже проделали: мы работали с текстом: вспомнили его структуру, типы и стили текста, что такое тема и главная мысль, выбрали заголовок к тексту. Подумайте: а какова тема нашего урока?

Чему вы учитесь?

А зачем вам это пригодится?

Совершенно верно!

Выбор заголовка текста, определение темы и главной мысли текста.







Определять тему текста, его главную мысль, выбирать заголовок к тексту.

Понимать, о чем говорится в тексте, выбирать главное.

Вопросы, предполагающие устный ответ.


IV. Работа на уроке

А теперь давайте разберем текст, который мы назвали … подробнее. Называйте главное одним предложением.







Ребята, эти ненужные слова еще называются словами-паразитами. Почему? (они засоряют нашу речь) Они используются в основном из-за бедности словарного запаса, когда человек не знает, что сказать или не может подобрать правильное слово, которое описало бы его эмоции.

СЛАЙД Слова-паразиты





Приступаем к выполнению задания. Как вы помните, ваша задача – написать коротко, что такое культура речи. Напишите 4-5 предложений. Не забывайте, о чем мы с вами говорили только что. У вас есть 10 минут (15).

Прочитайте получившиеся тексты.

Давайте выпишем одно предложение и разберем его по членам предложения.

4 ученика читают текст по абзацам и выделяют в каждом главное

В 1 абзаце главная мысль – умение использовать выразительные средства языка, правильно строить высказывания.

Во 2 – излагать свою мысль кратко, точно, без повторений, избегать ненужных слов.









В 3 – важно слушать собеседника и говорить спокойно.

В 4 – доброжелательный тон – залог взаимопонимания.

Пишут.





Несколько учеников зачитывают.


Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Выполняют задание.

Чтение и разбор текста.



Письменное изложение.



Разбор предложения по членам предложения.

V. Подведение итогов


- Итак, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке?

- Чему новому вы научились?

- Что получалось лучше всего?

- Какие были затруднения?


Отвечают.

Вопросы, предполагающие устный ответ.


VI.Рефлексия


Ребята, вы все знакомы с алгоритмом самооценки. Мы предлагаем вам оценить свою деятельность на уроке по известным вам критериям (схема на доске) и прикрепить на пустующий ствол дерева свой листочек.

Выполняют.

Самооценка деятельности на уроке.



Выставляет оценки.

- На этом наш урок заканчивается, и мы хотели бы ещё раз вам пожелать любить свой родной язык, и учиться красиво говорить. Всем спасибо! СЛАЙД Следи за чистотой речи