СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Формы размножения организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Формы размножения организмов"»

Тема урока: «Формы размножения организмов»

Возраст учеников 16 лет

Класс 10 класс

Раздел календарно – тематического планирования по биологии в 10 классе Тема 10. «Размножение и развитие организмов», первый урок по теме

УМК «Биология» под редакцией В.В. Пасечника

Учебник «Биология 10 класс, углубленный уровень» В.В. Пасечник

Дата проведения 18.02.2025 год

Длительность 40 минут

Вид Изучение нового материала

Тип Комбинированный

Форма проведения Фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель: Изучение основных форм размножения живых организмов

Задачи:

- углубить знания об особенностях и способах бесполого и полового размножения организмов;

- формировать у учащихся умение применять имеющиеся знания для решения конкретных проблем;

- развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности ученика, одноклассников, учителя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.


Универсальные учебные действия

Личностные УУД: владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Регулятивные УУД: Умение ставить учебную задачу. Планирование своей деятельности. Контроль и оценка результатов.

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении

Метапредметные УУД: Овладение составляющими исследовательской деятельности. Умение работать с различными источниками информации.

Ожидаемые результаты

Личностные: готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации; определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость.

Предметные: Знание форм размножения организмов.

Понимание бесполого и полового размножения организмов.

Методические приёмы, педагогические методы, технологии обучения

Интерактивная беседа. Работа в группах. Проблемное обучение. Наглядный метод.

Оборудование и оформление кабинета

Мультимедийный проектор. Компьютер. Таблицы. Ноутбуки для каждой группы, личные телефоны.



Ход урока

  1. Организационный момент (этап мотивации к учебной деятельности)

Притча об осознанности

Узкий мост

Учитель часто говорил своим ученикам:

- Будьте осознающими!

- Но что есть осознанность? — спрашиваем они.

Однажды он повел их на реку, где был перекинут узкий мост.

- Чтобы узнать, что такое осознанность, вам придётся перейти по этому мосту на ту сторону, — сказал учитель.

Когда они подошли вплотную к мосту и увидели, что он очень узкий, ученики воскликнули:

-Но это опасно, мост всего лишь один фут (1 фут равен 30,48 сантиметрам) шириной!

Учитель сказал: — Но сколько вам нужно, чтобы ходить? Когда вы идете, по земле, вы легко можете идти по полоске шириной в один фут. Почему же вы не можете идти по такой полоске, висящей между двух холмов? Несколько человек попытались, но испугавшись, вернулись назад. Тогда старый учитель сам пошёл по мосту. Некоторые ученики последовали за ним. Когда они достигли другой стороны, те, кто следовал за ним, упали па колени и воскликнули: - О, учитель, теперь мы знаем, что такое осознанность. Опасность была так велика, что мы не могли позволить себе быть расслабленными. Нам пришлось быть бдительными, осознающими.

Вы уже 10-классники для того, чтобы быть успешными вы не должны быть расслабленными. Вы обязаны быть внимательными, бдительными, осознающими и усидчивыми. Только тогда вы сможете многого достичь в жизни!

Я, надеюсь, что сегодня вы будете работать осознано и слаженно.




  1. Актуализация усвоенных знаний и пробного учебного действия

На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

- Давайте вспомним признаки живых организмов.

Позволяет учащимся высказаться, поощряя обсуждение и размышления.

Прочитайте на слайде слова американского биолога и генетика Германа Джозефа Мёллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.

- Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (размножение)

- Какова тема нашего урока?

С темой урока определились… Впишите тему урока в рабочий лист

- Какова же цель нашей работы на уроке?

Отлично, вы хорошо справились!

- Какие задачи на этот урок мы с вами поставим перед собой?

Я вами очень довольна… Вы большие молодцы!

- Что же такое размножение? (найдите определение в словарях и справочной литературе, прочтите)

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных.   В процессе размножения происходит передача от родительских форм к дочерним наследственной информации в виде молекул нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) – это определение дает нейро сеть

Размноже́ниерепроду́кциявоспроизво́дство — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность  жизни. Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки – это определение дает википедия

Со способами размножения мы уже знакомились на уроках биологии, начиная с пятого класса.

- Какие основные формы размножения вам уже известны?

- Какие формы бесполого размножения вам известны?

- Какие формы полового размножения вы знаете?

- Как вы думаете все формы и способы размножения уже изучили на прошлых уроках биологии?

Ответы учащихся.


3. Этап выявления места и причин затруднения

Чтобы ответить на этот вопрос вы выполните следующие задания.

1 группа работает с интернет – источником ВИКИПЕДИЯ и выясняет все ли формы бесполого размножения мы знаем…

2 группа работает интернет – источником НЕЙРО СЕТЬ и выясняет все ли формы полого размножения мы знаем…




  1. Этап построения выхода из затруднений

Группы справились с заданием (информацию нашли)

Теперь каждая группа готовит о способах размножениях: половом и бесполом. Информацию необходимо оформить в виде презентации. На работу вам отводится 12 минут.

Как только группы выполняют свою работу, присылают учителю в Сферум презентации и рассказываем о формах полового и бесполого размножения.

  1. Этап реализации построенного проекта

Каждая группа защищает свой проект. Право защиты предоставляется командиру группы. Учащиеся слушают и делают пометки в рабочих листах.

  1. Этап первичного закрепления - организация деятельности

1. Сколько особей должно участвовать в половом размножении? Почему?

2. Сколько особей должно участвовать в бесполом размножении? Почему?

3. Какие клетки участвуют в половом размножении? Каков их хромосомный набор?

4. Какие клетки участвуют в бесполом размножении? Каков их хромосомный набор? Почему потомство всегда является точной копией родителей?

5. Почему хромосомный набор гамет всегда гаплоиден?

6. Почему потомство не является точной копией родителей?

7. Какие новые формы размножения организмов вы узнали?

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Тест:

Тест:

1.Бесполое размножение с помощью спор характерно для

1) сосны 2) мхов 3) березы 4) дуба

2. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы

1) получить высокий урожай

2) повысить их устойчивость к вредителям

3) повысить их устойчивость к болезням

4) быстрее получить взрослые растения

3. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении

1) половом 2) семенном 3) бесполом 4) с чередованием поколений

4. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют

1) партеногенезом 2) половым 3) бесполым 4) семенным

5.   Споры грибов, как и споры растений, представляют собой 

1) клетки, служащие для размножения и расселения

2) удлинённые клетки, выполняющие функцию питания

3) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей

4) множество вытянутых клеток, выполняющих функцию газообмена с окружающей средой

6. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов  — усов, чтобы 1) сохранить признаки сорта

2) ускорить созревание плодов 3) повысить устойчивость к заболеваниям

4) получить потомство с новыми признаками

7.   Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют

1) генеративным 2) почкованием 3) вегетативным 4) семенным

8. Бесполое размножение осуществляется у 

1) цветковых растений семенами 2) птиц откладыванием яиц

3) гидр почкованием 4) хвойных растений семенами

9.  Споры папоротника  — специализированные клетки, с помощью которых осуществляется 1) бесполое размножение 2) вегетативное размножение

3) почкование 4) регенерация

10. Пример бесполого размножения  — это

1) партеногенез у пчел 2) развитие растения из семени

3) образование гамет у птиц 4) размножение гидры почкованием


Экспресс тест «Вопрос-ответ».

  1. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (Спорообразование.)

  2. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (Почкование.)

  3. Какая форма бесполого размножения характерна для гидры, планарии, некоторых кольчатых червей? (Фрагментация.)

  4. Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, содержащая гаплоидный набор хромосом? (Сперматозоид.)

  5. Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки – яйца? (Яичник.)

  6. Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом идентичным исходной материнской клетке? (Митоз.)

  7. Половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомкам? (Гамета.)


8. Этап включение в систему знаний и повторения

Заполните таблицу и сделайте вывод по результатам заполнения

Особенности полового и бесполого размножения

Основные признаки форм размножения

Формы размножения

половое

бесполое

Число родительских форм у одной особи

 

 

Исходная форма индивидуального развития нового организма

 

 

Проявление свойств наследственности и изменчивости у потомства

 

 

  1. Основные отличия бесполого и полового размножения?

  2. На каком типе деления основано бесполое размножение?

  3. Перечислить способы бесполого и полового размножений, и примеры организмов, у которых они встречаются?

  4. Чем обоснованы изменения при бесполом размножении?

  5. В чем состоит преимущество полового размножения от бесполого?


9. Этап – организация рефлективной деятельности на занятии

1. На уроке я работал(а) …

2. Урок для меня показался …

3. Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Я выполнял(а) задания …

7. Я понял(а), что …


Домашнее задание: § 19

Написать подробный конспект изученного материала.

Выучить все новые определения













ПРИЛОЖЕНИЕ

Размножение - способность организмов воспроизводить себе подобных. Размножение делят на две основные формы: бесполое и половое.

Бесполое размножение - образование нового организма из исходного материнского:

  • участвует только одна особь;

  • потомки полностью идентичны материнской особи;

  • потомки идентичны между собой - клоны;

  • основано на митотическом делении;

Разнообразие особей происходит при случайных наследственных изменениях, появляющиеся в процессе индивидуального развития организмов.

Деление простейшего - инфузории туфельки - продольным делением на двое


Способы бесполого размножения

  1. простое деление клетки на двое (продольное и поперечное) - одноклеточные эукариоты и прокариоты;

  2. почкование - от родительского тела отпочковывается небольшой вырост, который, в последствие, развивается в дочерний организм - кишечнополостные, одноклеточные грибы (дрожжи);

  3. споруляция - размножение спорами - споровые растения, грибы;

  4. вегетативное размножение - размножение органами, частями органов или тела: стеблями, листьями, черенками, отводками, столонами и т.п. - растения;

  5. фрагментация - разделение материнской особи на части, основана на регенерациито есть способности организмов восстанавливать недостающие части тела - беспозвоночные животные (гидра, дождевой червь);

  6. клонирование - копирование клеток генов, антител, многоклеточных организмов в лабораторных условиях, помещая клетку в определенные условия, и заставляя ее делиться, что приводит к образованию нового самостоятельного организма.

Половое размножение

  • участвуют две родительские особи;

  • организм несет информацию от двух родительских особей;

  • все потомки различны;

  • формируются гаплоидные половые клетки - гаметы: мужские - спермии (неподвижные) и сперматозоиды (подвижные) и женская, крупная, неподвижная клетка, с большим запасом питательных веществ - яйцеклетка;

  • гаметы сливаются с образованием диплоидной зиготы, которая, в дальнейшем развивается в взрослый организм;

  • возможна конъюгация - способ полового размножения, сопровождающийся слиянием содержимого двух внешне сходных безжгутиковых гаплоидных клеток или обменом ядрами между соседними клетками, при этом число потомков не увеличивается.

Преимущество полового размножения заключается в приобретении организмом новых свойств, что более прогрессивно в плане эволюции, так как повышает их адаптивные возможности, а значит и повышает их шансы на выживание.


10