Виды односоставных предложений.
Задачи урока:
Познакомиться с видами односоставных предложений.
Научиться определять виды односоставных предложений.
Учиться использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.
Ход урока
Орг. момент.
Слово учителя:
- На предыдущих уроках мы изучали второстепенные члены и учились выполнять синтаксический разбор предложений. Вот именно с этого вида работы мы и начнем наш урок
- Кто узнал автора и произведение, из которого взяты эти предложения?
Выполнение учениками разбора двух предложенных предложений.
- Вслух предложения разбирает… . С чего начинается синтаксический разбор?
( С характеристики по цели высказывания)
- В чем отличие этих предложений по характеру грамматической основы?
- Чем может быть выражена грамматическая основа односоставного предложения?
- Сформулируйте тему этого урока.
Сообщение темы урока
Постановка цели урока
Познакомиться с видами односоставных предложений.
Научиться определять виды односоставных предложений.
Учиться использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.
Ответы на вопросы:
Какие предложения называются односоставными?
Можно ли считать, что мысль, выраженная односоставным предложением, неполноценная и усеченная, по сравнению с двусоставным?
Для того чтобы это узнать, ответьте на вопрос: «Что лучше режет: нож или ножницы?»
Работа с текстом. Чтение.
Оба инструмента режут одинаково, но разные предметы.
Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложений. Первые имеют один главный член (Зима. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда), вторые – два (Я изучаю русский язык).
Но односоставные предложения, так же как и двусоставные, хорошо справляются со своими обязанностями сообщать. Таким образом, мысль, выраженная односоставным предложением, полноценная и неусеченная.
- Итак, что же лучше режет: нож или ножницы?
- Можно ли считать односоставные предложения усеченными по сравнению с двусоставными?
Работа по конструированию предложений.
- Запишите односоставные предложения. Найдите грамматическую основу и укажите, чем она выражена.
- Переделайте их в двусоставные. Т.о. мы еще раз убедились в том, односоставные предложения, так же как и двусоставные, хорошо справляются со своими обязанностями сообщать.
- В зависимости от того, чем выражен главный член односоставного предложения, выделяют следующие виды односоставных предложений.
- Итак, чтобы определить вид односоставного предложения необходимо выполнить следующие действия:
Изучение теоретического материала.
Выделить грамматическую основу.
Установить: дву- или односоставное.
У односоставных определить, чем выражена основа:
А) имя существительное - назывное;
Б) глагол:
1 или 2 лицо (я, мы, ты, вы) – определенно-личное
3 лицо (они) – неопределенно-личное
лицо не определить - безличное
- Точно такая же памятка по видам односоставных предложений лежит у каждого из вас на парте. Ею сегодня можно пользоваться на уроке, а дома ее вклеить в «Справочник»
Рассматривание схемы по определению видов односоставных предложений.
- Составьте рассказ по схеме.
Работа с текстом
- Одна из задач урока – научиться определять виды односоставных предложений. Этим мы сейчас и займемся.
- Прочитайте текст.
Шестая неделя а еще совсем не ушла зима.
Встаю в пять часов одеваюсь и выхожу из дому… Ночь. Глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью когда оказываюсь на крыльце. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи.
…Поля очень белы их белизна сливаясь с бледно-серым небом погружает в оцепенение. Вдали всё смутно зыбко. Чёрно сереют инеем леса.
…Глушь пустота всё занесено снегом.
- Работу с текстом строим по следующему плану:
1. записать предложения, расставить пропущенные знаки.
2. выделить грамматическую основу.
3. указать: одно- или двусоставное, вид односоставного.
- Работаем самостоятельно, затем проверяем. Кто готов отвечать, поднимите руку.
- В каком типе речи написан текст? (описание)
- К какому типу описанию можно его отнести? (это пейзаж)
- Какую роль играет пейзаж в произведении? (передает состояние героя, может служить фоном для какого- либо события, иногда передает отношение автора к герою)
- С каким эпизодом «Капитанской дочки» ассоциируется у вас содержание данного отрывка или какой герой мог испытывать такое же состояние? (состояние Петра Гринева после ранения на дуэли, состояние влюбленности и т.д.)
Сравнительный анализ текстов:
Ударили морозы. Снег выпал только вечером. Молодой месяц освещал заснеженные дорожки. Звезды рассыпались горохом на синем полотне. Я взглянул наверх и почувствовал себя счастливым.
Подмораживает. Первый снег. Бело и тихо. Синее полотно неба. Молодой месяц и яркие звезды-горошины. Мне радостно, и каждое мгновение ожидаю чуда…
- Сравните два текста.
- Какой из них отличается большей смысловой емкостью, выразительностью, картинностью? Почему?
( Во втором тексте представлены только односоставные предложения. Действия не названы, поэтому читатель сам домысливает, что происходит с тем или иным явлением. Это придает тексту емкость, картинность)
- Т.о., мы можем сказать, что использование в речи односоставных предложений является средством выразительности.
(слайд 12)
В творческой мастерской.
- «… и каждое мгновение ожидаю чуда». Так был закончен второй текст. Любой человек зимой, особенно под конец декабря, находится в состоянии ожидания, ожидания чуда, которое обязательно произойдет, если этого очень захотеть.
- Попробуйте описать это состояние человека, для этого вы можете использовать рабочие материалы урока.
- Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на тему
«В ожидании чуда».
- Запишите название вашей будущей миниатюры, а для того чтобы создать вам состояние ожидания чуда, я приготовила вам несколько зимних зарисовок. Обратите внимание на порядок кадров, может быть, это поможет вам в работе.
В режиме слайд-шоу просмотр зимних иллюстраций.
- На работу вам даю 5 минут.
Написание сочинений-миниатюр.
Чтение нескольких работ. (оценить)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.