Презентация
к интегрированному уроку
русского языка и литературы
в 8 классе по теме
«Односоставные предложения.
Обобщение»
Учитель русского языка и литературы
Масикова Галина Васильевна
Цель урока:
Мы будем:
- закреплять умение различать виды односоставных предложений,
- совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно.
Нам предстоит:
- узнать о речевой роли односоставных предложений.
Нам предстоит приятная возможность:
- почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям.
ЭПИГРАФ
«…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе…так любить никто не может!»
Н.В.Гоголь
«Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их. Перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим….Пусть же знают они всё, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умереть, - так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»
Словарь
Тузить – бить, драться
стоги, скирды – копны сена, соломы
бусурман - иноверец
Свитка – верхняя одежда у южных россиян .
нежба – нежность, ласка
Опорная схема
Односоставные
предложения
с главным
членом
сказуемым
с главным
членом
сказуемым
с
подлежащим
Назывные
предложения
Определенно-
личные
предложения
Неопределенно-
личные
предложения
Обобщенно-
личные
предложения
Безличные
предложения
I этап
«Тонкие вопросы»
1. Определенно-личные предложения ─ это односоставные предложения.
(Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым.
(Да)
3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?
(Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица?
(Нет)
5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?
(Нет)
I этап
« Тонкие вопросы »
6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
(Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
(Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?
( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным?
(Да)
10. Назывные предложения ─ это двусоставные предложения?
(Да)
Вопросы «на засыпку»
О каком из типов
односоставных предложений
пишет Михаил Васильевич Ломоносов?
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
Люблю тебя, Петра творенье.
Вопросы «на засыпку»
О каком из типов односоставных
предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»
Ведут ко мне коня.
Диктант «Проверь себя».
« Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. В воздухе вдруг захолодело».
Зрительный диктант
– Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было.
Зрительный диктант
- За обиду не посмотрю и не уважу никого.
- Как же хочешь со мной биться?
- Вот ещё что выдумал! – говорила мать.
- Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай.
Зрительный диктант
- Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь:
вот ваша нежба!
А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!
- Там вам школа; там только наберёшься разуму.
Зрительный диктант
– Не забывайте, сынки, мать вашу…пришлите хоть весточку о себе…
Работа по карточкам
« А ну, дети, попробуйте
догнать татарина!.
И не пробуйте – вовеки
не поймаете:
у него конь быстрее
моего Чёрта » .
Работа по карточкам
- Эх, как важно развернулся!
Фу ты, какая пышная фигура! – говорил он, остановивши коня.
Работа по карточкам
Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков
с навесами на низеньких
деревянных столбиках,
какие были в предместье.
Работа по карточкам
Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол всё, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пудингов; тащи нам всего барана, козу давай, мёды сорокалетние!
Рефлексия
- Что повторили сегодня?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
Домашнее задание