Урок биологии
6 класс
Рост и развитие растений
Цель:
дать понятие о процессах роста и развития;
выявить типы роста растений и их особенности;
изучить сезонные явления в жизни растений и установить их причины;
выяснить этапы развития растений
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний. Тест по теме «Размножение растений» (решается устно)
1. Размножение - это ...
увеличение количества растений
увеличение размера организма
образование новых побегов
2. Различают два способа размножения растений ...
вегетативное и семенное
усами и луковицами
ветром и животными
3. Размножить клубнем можно ...
лук
картофель
тюльпан
4. Семена развиваются из семязачатков которые находятся в ...
тычинке
завязи пестика
пыльнике
5. Женские гаметы цветкового растения называют ...
спермиями
пыльцой
яйцеклетками
6. Оплодотворение - это ...
попадание пыльцы на рыльце пестика
перенос пыльцы насекомыми
слияние мужской и женской гамет
7. Цветок - это ...
околоцветник
видоизмененный побег
яркий венчик
8. Плод образуется из ...
рыльца пестика
пестика
завязи пестика
9. Плодом нельзя назвать ...
стручок и ягоду
корнеплод и клубень
другое
10. Яркая окраска характерна для цветков опыляемых ...
искусственно
ветром
насекомыми
11. Для прорастания семян необходимы ...
свет, тепло
воздух, свет, тепло
другое
12. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют ...
обоеполыми
двудомными
ветроопыляемыми
13. Органические вещества содержащиеся в семенах растение запасает для ...
человека
всех органов растения
зародыша семени
14. Процесс двойного оплодотворения цветковых растений был открыт ..
С.Г.Навашиным
И.В.Мичуриным
Н.И.Вавиловым
15. Перенос пыльцы человеком с одного растения на другое называется
искусственное опыление
перекрёстное опыление
скрещивание
16.При вегетативном размножении растений у потомства:
появляются новые наследственные признаки у всего поколения
у половины особей появляются новые признаки
новых наследственных признаков не появляется.
17.Какой из перечисленных органов растения не является органом вегетативного размножения?
стебель
корень
лист
цветок.
18..Корневыми отпрысками из перечисленных растений размножается:
смородина
земляника
георгин
осина.
19. Срастание привоя и подвоя обеспечивается клетками:
ксилемы
флоэмы
луба
камбия.
20.В селекции вегетативное размножение растений используется, в основном для того, чтобы:
вывести новые сорта растений
увеличить количество растений
улучшить качество растений
сохранить имеющиеся качества растений.
21.Какое из перечисленных растений размножается корневищем?
чеснок
ландыш
тюльпан
картофель.
22.От усов земляники отрастают:
придаточные корни
боковые корни
главный корень
все виды корней.
23.Запас питательных веществ для прорастания пырея хранится в:
луковице
корнях
корневище
листьях
24.Какое из названных растений размножают листьями?
картофель
герань
смородина
фиалка.
25.Дичок растения, к которому прививают культурное растение, называется:
привой
подвой
прививка
4. черенок
3. Формулирование темы и постановка цели.
Просмотр видеофрагмента «Рост и цветение за две минуты»
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Чему мы должны научиться. Итак, сегодня мы с вами должны изучить особенности роста и развития растительного организма, выяснить, как происходит индивидуальное развитие цветковых растений и что способствует или мешает расти и развиваться растению.
Запись темы урока «Рост и развитие растений» сл.2
4.Изучение нового материала
Просмотр видеофрагмента «Ускоренный рост растения»
- Что такое рост? Работа с учебником на стр.97.
Рост – необратимое увеличение размеров и массы организма или его отдельных органов сл.3
- Какая ткань участвует в росте растения?
В росте растения участвует образовательная ткань – группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся, сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни и обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения сл.4
- Где находится образовательная ткань в растении?
В верхушке корня и стебля, у однодольных злаковых в междоузлии.
Типы роста 9по месту нахождения образовательной ткани):
Верхушечный рост происходит за счет образовательной ткани конуса нарастания побега или зон деления и растяжения корня сл.5
Вставочный рост происходит за счет деления образовательной ткани в основе междоузлий злаковых растений сл.6
Боковой рост: это утолщение органов растений за счет боковой образовательной ткани - КАМБИЯ сл.7
- А как по времени растут растения?
Непрерывный рост – происходит постоянно у однолетних и тропических растений сл.8
Периодический рост – прекращение роста зимой и возобновление роста растения весной сл.9
- Растение увеличивается в размере – растет. Одновременно оно меняет свои свойства, т.е. оно развивается. Что такое развитие? Работа с учебником на стр.97.
Развитие – качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни (прорастание, цветение, образование семян и плодов) сл.10
Работа с таблицей «Индивидуальное развитие цветковых растений» сл.11
Все преобразования, происходящие в организме от его зарождения до конца жизни – индивидуальное развитие организма (ОНТОГЕНЕЗ) сл.12
- От чего зависит проявление свойств растений, их рост и развитие? Работа с учебником на стр. 98.
Суточные и сезонные ритмы сл.13-16
Послушайте стихи М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоняя,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит.
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
- Какие факторы воздействовали на рост и развитие трех пальм в песчаной степи аравийской земли?
Абиотические факторы (свет, ветер, вода…)
Биотические факторы (деятельность живых организмов)
Антропогенные факторы (человеческая деятельность) сл.16
5.Закрепление изученного материала
Облако терминов.
Обучающиеся записывают в облака новые термины урока и кратко объясняют их значение (рост, развитие, онтогенез, суточные ритмы, сезонные ритмы).
6.Рефлексия
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: §18, выучить таблицы;
Приготовить сообщение по теме: «Фитогормоны для растений»