СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Синонимы"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»



Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи





Практическая работа

по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

на тему «Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:

«Синонимы»








Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна


Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна










Н. Новгород
2019


УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Синонимы

Тип урока изучение нового материала.

Вид урока комбинированный

Оборудование: записи на доске, учебник русского языка для 5 класса, раздаточный материал, интерактивная доска и презентация.

Место урока в системе уроков по теме – в рабочей программе отведено 2 урока на изучение синонимов, этот урок первый, а второй – Синонимы, их роль в тексте.

Внутрипредметные связи – синонимы изучаются после омонимов, после синонимов учащиеся знакомятся с антонимами

Межпредметные связи – интеграционные связи в области литературы

Методы: словесные, наглядные, практические

Приёмы: работа в группах, устная беседа, выполнение упражнений, работа с художественными текстами, работа со словарём, игра

Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, введение игры в урок, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:

  1. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/27/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-na-temu-sinonimy;

  2. https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-p.html;

  3. Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.





Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданно повторения слов);

  • Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; избегать неоправданного повторения одного и того же слова с помощью синонимов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретённая компетентность: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснить их; умение ставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенсивованию.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

 - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм;

- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей обучающегося.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- выполнять различные роли при групповой работе;

- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные УУД:

- постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);

- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- использование ИКТ, справочной литературы.

Ход урока.

  1. Организационный этап (1 мин.).

Добрый день, ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(запить отсутствующих на уроке)

Хорошего вам настроения и успехов! Откройте ваши тетради запишите в них число и «Классная работа».

  1. Постановка цели и задач.


Цели урока:

1. Формирование у учащихся на основе исследовательской деятельности понятие о синонимах; совершенствование навыков грамотного письма; формирование навыков использовать синонимов.

2. Развитие речи учащихся за счёт использования синонимов как одного из изобразительно-выразительных средств языка при моделировании устных и письменных высказываний; развитие коммуникативных способностей учащихся.

3. Формирование чувства ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи; воспитывать умение слушать, оценивать, вести диалог.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.



  1. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (5 мин.).

Проверка домашнего задания.

Провожу параллель с ранее изученным материалом…

(Мы уже познакомились с вами с омонимами, а с чем мы познакомимся сегодня на уроке вы позже сами догадаетесь)

Давайте вспомним, какие слова мы называем омонимами?

«Отвечают: «Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова»).

Выдвигаем проблему. Подводим к теме урока (для этого читаю учащимся сказку):

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)

- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Вы догадались, как называются такие слова?

Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Дети, скорее всего, ответят: «Да, о синонимах»)

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это …

Синонимический ряд – …

Приступим?

(Да!)

  1. Первичное усвоение новых знаний (14 мин.).

Задание 1:

Что же это за слова «синонимы»?

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

(Варианты ответов детей: дом, хижина, курень,  изба,  коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово,  

Коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются …

(Дети отвечают: «Синонимы»).


Задание 2:

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

А какое бы определение вы дали синонимам?

(несколько учеников формулируют свои определения)


Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

(Отвечают: «Словари нужны для того, чтобы узнавать значения слов»).

На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

(Учащиеся листают словарь, выписывают понравившееся слово с синонимами)


  1. Первичная проверка понимания (5 мин.).

Задание 1:

Игра «Подскажи словечко».

Учитель называет слова – дети подбирают синонимы:

Идти – шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.), брести (разг.); спешить – торопиться, поспешать (разг.); отвага – решимость, мужество, смелость, храбрость; жара – зной, пекло (разг.), жарища (разг.); большой – огромный, здоровенный (разг.).

Задание 2:

Какие из синонимов могут сочетаться со словами, помещёнными в скобках?

Коричневый, карий (платье, глаза, краска).

Густой, дремучий (лес, туман, трава).

Смуглый, тёмный (лицо, глаза, волосы).

Горячий, знойный (вода, лето, привет).

Задание 3:

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

(Отвечают: состязаться, сражаться)


 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

(Отвечают: аккуратно)

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

(Отвечают: лёгкий – воздушный – невесомый)

Физкультминутка (1 мин.).

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



  1. Первичное закрепление (выполнение упражнений- 10 мин.).

Задание 1:

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

 Пароходы не плавают

 И ходить нельзя. (Болото).

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках).

Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки.

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они! –

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

 Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.


Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

– Почему вы решили, что это синонимы?

Отвечают: «Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи».

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей?

Отвечают: «Существительные, глаголы, прилагательные».

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

Отвечают: «Силою ветра»

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду?

Отвечают: «Пурга».


Как вы думаете, «загрустить» – «затужить», «печаль», «закручиниться», «пригорюниться».

– Какое слово здесь лишнее?

Отвечают: «Лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи».


Задание 2:

Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Как вы думаете, что такое синонимический ряд?

(Отвечают: «Несколько слов. Которые означают одно и то же»).

Задание 3:

Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.


Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

(Отвечают устно).

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Задание 4:

Соедините линиями синонимы из разных колонок

(каждый ученик получает свой листок с заданием и выполняет самостоятельно)



Багрянец Своеобразие


Схематизм Высказывание


Несгибаемость Шаблонность


Индивидуальность Стойкость


Текст Скульптор


Абзац Отступ


Ваятель Пурпур



  1. Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.).

Стр. 165 упр. 353

(Ученики должны выполнить задание, прописанное в учебнике, оно проговаривается вслух)

Все поняли, что вам нужно сделать дома?

(Да).

Замечательно!

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.).

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

(Отвечают: «Омонимы»).

2.Мы узнали…

(Отвечают: «Что такое синонимы и зачем они нужны и что такое синонимический ряд»).

3.Научились …

(Отвечают: «Находить синонимы в тексте, подбирать синонимы, выстраивать синонимический ряд, работать со словарём»).

Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом.