СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Пресмыкающиеся".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для учащихся с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пресмыкающиеся".»

«СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ»

8 класс


Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип урока: комбинированный

Цели по содержанию:

Обучающая: - Познакомить учащихся со средой обитания и внешним строением пресмыкающихся, показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; умение анализировать, сравнивать, обобщать

Развивающая: развивать мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать), расширить представления учащихся о многообразии животного мира; формировать умение ценить прекрасное в природе.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе, формировать чувство бережного отношения к окружающей природе, интереса к предмету.

Методы: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Презентация по теме урока, карточки.

ПЛАН УРОКА.

l.Организационный момент.

ll.Повторение раннее изученного материала.

lll..Постановка темы.

lV.Изучение нового материала.

V.Физминутка для глаз.

Vl.Закрепление изученного материала.

Vll.Итог урока.

Vlll.Рефлексия.

lХ.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

l.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к урока

Психологический настрой.

ll.Повторение раннее изученного материала

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Где размножаются лягушки?

-Чем питаются головастики?

-Как дышат головастики?

-Чем головастик похож на малька рыбы?

-Как происходит превращение головастика в лягушку?

Самооценивание.

lll.Постановка темы.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Вот лежит в воде давно

Всё зеленое бревно;

Любит Африканский Нил

Наш зубастый … (крокодил)

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет ... (Змея) 

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ...(Черепаха)

2) О каких животных идет речь в этих загадках?

3) Как вы думаете, что их всех объединяет?

-Ребята, что вы уже определили тему урока?А что бы хотели узнать по этой теме?

Итак, сегодня мы познакомимся с классом пресмыкающихся, узнаем о среде обитания и внешнем строении пресмыкающихся.(слайд 1)

lV. Изучение нового материала.

К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. (слайд 2)

Пресмыкающихся можно встретить в разных местах обитания: на суше и в воде.

ПРЫТКАЯ ЯЩЕРИЦА живёт на опушках лесов, в оврагах, на солнечных пригорках.

УЖ встречается по берегам болот, прудов и рек. ГАДЮКУ можно встретить в лесу на сухих вырубках

в высокой траве. (слайд 3)

Жители тропиков - КРОКОДИЛЫ, большую часть своей жизни проводят в воде. (слайд 4)

Тело пресмыкающихся приподнято над землёй. Но при движении оно соприкасается с ней.
Змеи волочат своё тело по земле. (слайд 5)

По бокам тела пресмыкающихся расположено по две пары ног. У змей ноги отсутствуют. (слайд 6)

Голова пресмыкающихся подвижно соединена с туловищем при помощи подвижной шеи. Поэтому она может поворачиваться в стороны. На голове находятся глаза, ноздри и рот. (слайд 7)

У многих пресмыкающихся во рту находится длинный раздвоенный на конце язык. Он служит им органом осязания, с его помощью животные ощупывают предметы. (слайд 8)

Снаружи тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуёй, которая защищает его от потери воды в сухом воздухе. Кожа пресмыкающихся сухая. Поэтому они могут жить в сухих, жарких местах – в степях и пустынях. (слайд 9)

На территории нашей страны широко распространены прыткая ящерица, обыкновенный уж и обыкновенная гадюка. (слайд 10)

Прыткая ящерица быстро бегает. На ногах у неё длинные пальцы с острыми коготками, она взбирается на камни, пни деревьев. Буровато-серый цвет самки и зеленоватый самца делает ящериц незаметными на почве и среди травы. Питаются ящерицы насекомыми.Ящерица может легко обламывать хвост, если враг схватит её за него. Через некоторое время хвост снова отрастает. (слайд 11)

Уж и гадюка – змеи. У них сильно вытянутое тело. Передвигаются они ползанием, изгибая тело в стороны. (слайд 12)

УЖ питается лягушками, ящерицами, мышами, иногда рыбой и крупными насекомыми. Добычу проглатывает целиком. Окраска тела тёмная, почти чёрная. По бокам головы у него имеются два оранжево-желтоватых пятна. ( слайд 13)

Гадюка питается мышами, полёвками, лягушками, птицами. У неё во рту помимо мелких зубов имеются крупные загнутые назад зубы. Прежде чем проглотить добычу, гадюка убивает её ядом. (слайд 14)

Гадюку от ужа можно отличить по буровато-серой окраске тела с тёмным волнистым рисунком на спине. (слайд 15)

Гадюка может броситься на человека, если он её потревожит. Её укус опасен для человека. Пострадавшего нужно быстро доставить к врачу. (слайд 16)

V.Физминутка для глаз.

Vl.Закрепление изученного материала.

1. К пресмыкающиеся относятся
а. черепахи б. лягушки в. змеиг. ящерицы
2. Где живут пресмыкающиеся?
а. на суше б. в воде в. в воздухе
3. Чем покрыто тело пресмыкающихся?
а. кожейб. чешуёйв. сухой кожей и роговой чешуёй

4. Какие органы находятся на голове пресмыкающихся?
а. глаза б. Ноздри в. Рот г. усики
5. Как передвигаются пресмыкающиеся?
а. прыгаютб. плаваютв. ползаютг. летают
6. Как ящерица спасается от своих врагов?
а. кусает нападающегоб. обламывает свой хвоств. пугает громким криком
7. Как можно отличить ужа от гадюки?
а. по размеруб. по окраскев. по форме тела
Это интересно:

Самые крупные ящерецы – вараны с о. Комодо. Длина тела около 3м, а масса – 165кг.

Vll.Итог урока.

-Над какой темой работали?

-Что нового и интересного узнали?

-Что вызвало затруднения.

Vlll. Рефлексия.

Оцените себя, укажите успехи и неудачи.

lХ.Домашнее задание.

стр. 57-59