Конспект урока.
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Ф.И.О. Закирова Гульшат Азатовна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», в 2 ч. - Москва: Класс: 4
Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Положительный настрой.
-Мне приятно видеть вас!
-А нам приятно видеть Вас!
-Мне приятно слышать вас!
-А нам приятно слышать Вас!
Так, давайте поработаем на славу и порадуем всех нас!
Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Сначала составим план работы на уроке.
План работы.
Чистописание.
Повторяем то, что знаем.
Работа в парах (открытие нового знания)
Работа в группе (закрепление)
Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
Словарный диктант
Вспомним правила посадки, положения тетради. Контроль правильной осанки:
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пишем словарный диктант.
1. Словарный диктант
Календарь природы, известный космонавт, весёлые каникулы, лучший комбайнёр, багажный вагон, медленный корабль, прекрасный костюм.
(Дети по одному выходят к доске.)
Словарная работа. ПРЕКРАСНЫЙ
-Кто услышал новое словарное слово?
-Кто предположит, как правильно пишется это слово?
Выделите приставку( приставка- пре- = очень, т.е. очень красивый, пребольшой, т.е. очень большой)
-На какую орфограмму еще в этом слове стоит обратить внимание?
-Каково лексическое значение этого слова?
-Давайте обратимся к толковому словарю. (Ученица зачитывает значение по словарю)
-Составьте предложение с новым словарным словом.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
2.Повторяем то, что знаем.
Давайте вспомним
всё, что мы уже знаем о предложении. Слайд помощник.
Какое это предложение?
Ответы учащихся:
- Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.
- Есть ли здесь однородные члены?
Ответы учащихся:
- Да.
- Какие? Назовите их.
Ответы учащихся:
- В этом предложении есть однородные дополнения: лицо, одежда, душа и мысли.
Работа в паре.
Давайте, вернёмся к предложению.
У вас на парте карточки. Вы будете работать в паре. Будете записывать предложения, и подчёркивать грамматическую основу в каждом предложении. Составлять схему этих предложений.
1) Дети играли на берегу озера.
2)Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекла пироги.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Что заметили?
- Чем отличаются эти предложения друг от друга?
- Сколько грамматических основ в первом из них?
- А во втором?
-Какие две части, похожие по своему грамматическому значению на предложение, могут быть выделены во втором предложении?
-С помощью чего они соединены между собой?
Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? Чем отличаются схемы простого и сложного предложения?
-Проверим наши предположения. (учебник)
- Какое предложение называется простым? Сложным?
- Как определить, что это сложное предложение?
- Назовите тему нашего урока.
( ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
- Какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Научиться находить сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях).
Самооценка.
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Работа в группе.
- Давайте вместе составим алгоритм различения простого и сложного предложения.
Составление алгоритма различения простого и сложного предложения:
1) Нахожу и подчёркиваю карандашом главные члены предложения.
2) Определяю количество грамматических основ.
3) Если одна грамматическая основа – предложение простое, 2 и больше - сложное.
4) Определяю место постановки запятой. (между частями сложного предложения – т.е между двумя простыми предложениями).
Проверка. Самооценка.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.
- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
Выпишите только сложное предложение.
Я беру лодку и иду к реке.
Наступила осень, но солнце светит ещё ярко.
Птицы улетают в теплые края.
6.Этап обобщения и систематизации знаний
Самостоятельная работа
1 группа
Спишите предложение, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу.
Когда веют холодные ветры, ветки деревьев качаются.
2 группа
Даны простые предложения. Составьте из них сложное союзное или бессоюзное предложение. Выделите грамматические основы.
Поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
3 группа
Составь одно сложное предложение по любой схеме.
[ ] ,а[ ].
[ ] ,но[ ].
[ ] , [ ].
Проверка. Самооценка.
7. Этап подведения итогов
Какую цель поставили перед собой в начале урока?
- Достигли мы её?
Игра «Верно-неверно».
- Правда, что в сложном предложении одна грамматическая основа? (Неверно).
- Перед союзами, а, но ставится запятая? (Верно).
- Если нет союзов, то запятая в сложном предложении ставится. (Верно).
Теперь оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки.
Предметные результаты | + | - |
Проверяю орфограммы | | |
Могу отличить сложное предложение от простого | | |
Умею ставить знаки препинания в сложном предложении | | |
Нахожу в своей работе ошибки | | |
Работаю по алгоритму | | |
- Какие задачи поставим перед собой на следующий урок?
8.Домашнее задание.