СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Простые и сложные предложения" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Простые и сложные предложения" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Простые и сложные предложения" 4 класс»

Конспект урока.

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

 

Ф.И.О.                                     Закирова Гульшат Азатовна

Должность:                             учитель начальных классов

Предмет:                                 русский язык   УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  «Русский язык», в 2 ч. - Москва: Класс: 4


Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

- Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения.

Ход урока.


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Положительный настрой.

-Мне приятно видеть вас!

-А нам приятно видеть Вас!

-Мне приятно слышать вас!

-А нам приятно слышать Вас!

Так, давайте поработаем на славу и порадуем всех нас!

Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Сначала составим план работы на уроке.

План работы.

  1. Чистописание.

  2. Повторяем то, что знаем.

  3. Работа в парах (открытие нового знания)

  4. Работа в группе (закрепление)

  5. Самостоятельная работа.

  6. Подведение итогов.

Словарный диктант

Вспомним правила посадки, положения тетради. Контроль правильной осанки:

        Руки? – НА МЕСТЕ!

        Ноги? – НА МЕСТЕ!

        Локти? – У  КРАЯ!

        Спина? – ПРЯМАЯ!


Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пишем словарный диктант.

1. Словарный диктант

Календарь природы, известный космонавт, весёлые каникулы, лучший комбайнёр, багажный вагон, медленный корабль, прекрасный костюм.

(Дети по одному выходят к доске.)

Словарная работа. ПРЕКРАСНЫЙ

-Кто услышал новое словарное слово?

-Кто предположит, как правильно пишется это слово?

Выделите приставку( приставка- пре- = очень, т.е. очень красивый, пребольшой, т.е. очень большой)

-На какую орфограмму еще в этом слове стоит обратить внимание?

-Каково лексическое значение этого слова?

-Давайте обратимся к толковому словарю. (Ученица зачитывает значение по словарю)

-Составьте предложение с новым словарным словом.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

2.Повторяем то, что знаем.


Давайте вспомним

всё, что мы уже знаем о предложении. Слайд помощник.


 Какое это предложение?

    Ответы учащихся:

     - Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

- Есть ли здесь однородные члены?

Ответы учащихся:

Да.

- Какие? Назовите их.

Ответы учащихся:

- В этом предложении есть однородные дополнения: лицо, одежда, душа и мысли.

Работа в паре.


Давайте, вернёмся к предложению.

У вас на парте карточки. Вы будете работать в паре. Будете записывать предложения, и подчёркивать грамматическую основу в каждом предложении. Составлять схему этих предложений.

1) Дети играли на берегу озера.

2)Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекла пироги.



3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.


– Что заметили? 

 - Чем отличаются эти предложения друг от друга? 

- Сколько грамматических основ в первом из них?  

- А во втором? 

-Какие две части, похожие по своему грамматическому значению на предложение, могут  быть выделены  во втором предложении? 

 -С помощью чего они соединены между собой? 

Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? Чем отличаются схемы простого и сложного предложения?

-Проверим наши предположения. (учебник)

- Какое предложение называется простым?  Сложным?

- Как определить, что это сложное предложение? 

- Назовите тему нашего урока.

( ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Научиться находить сложные предложения, составлять  схемы сложных предложений, поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях).

Самооценка.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Работа в группе.


Давайте вместе составим алгоритм различения простого и сложного предложения.

Составление алгоритма различения простого и сложного предложения:

1) Нахожу и подчёркиваю карандашом главные члены предложения.

2) Определяю количество грамматических основ.

3) Если одна грамматическая основа – предложение простое, 2 и больше - сложное.

4) Определяю место постановки запятой. (между частями сложного предложения – т.е между двумя простыми предложениями).

Проверка. Самооценка.

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.

- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


5. Этап первичной проверки понимания изученного.


Выпишите только сложное предложение.


Я беру лодку и иду к реке.


Наступила осень, но солнце светит ещё ярко.

Птицы улетают в теплые края.


6.Этап обобщения и систематизации знаний


Самостоятельная работа

1 группа

Спишите предложение, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу.

Когда веют холодные ветры, ветки деревьев качаются.

2 группа

Даны простые предложения. Составьте из них сложное союзное или бессоюзное предложение. Выделите грамматические основы.

Поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

3 группа

Составь одно сложное предложение по любой схеме.

[ ] ,а[ ].

[ ] ,но[ ].

[ ] , [ ].

Проверка. Самооценка.


7. Этап подведения итогов


 Какую цель поставили перед собой в начале урока? 

- Достигли мы её? 

Игра «Верно-неверно».

- Правда, что в сложном предложении одна грамматическая основа? (Неверно).

- Перед союзами, а, но ставится запятая? (Верно).

- Если нет союзов, то запятая в сложном предложении ставится. (Верно).

Теперь оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки. 

Предметные результаты 

Проверяю орфограммы 

 

 

Могу отличить сложное предложение от простого 

 

 

Умею ставить знаки препинания в сложном предложении 

 

 

Нахожу в своей работе ошибки 

 

 

Работаю по алгоритму 

 

 

 

- Какие задачи поставим перед собой на следующий урок? 

8.Домашнее задание.