Этапы урока Задачи этапа | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Орг. Момент. Мотивация на деятельность. 1.Проверить готовность учащихся к уроку (Л.) | Слайд №1 Кадры из мультфильма «Опять двойка» Слайд №2 1.Не мешать товарищу 2.Не отвлекаться 3.Внимательно слушать учителя 4. Участвовать в обсуждении вопросов на уроке | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. На уроке нам понадобятся ручка и тетрадь. Все остальное с парт попрошу убрать. Садитесь. Спины выпрямили. - А начнем мы наш урок с просмотра фрагмента мультфильма «На последней парте». - Почему этот ученик получил «2»? - А почему он неверно сделал задание? - Посмотрев мультфильм, скажите, правило, как должен вести себя на уроке хороший ученик? - Поднимите руки те, кто будет выполнять эти правила. - А зачем их нужно выполнять? - Хорошо, в конце урока мы проверим, насколько хорошо вы соблюдали эти правила. | Садятся на свои места, проверяют готовность к уроку - Потому что неверно сделал задание - Потому что отвлекался, плохо вел себя на уроке, не слышал учителя. - Не мешать друг другу, не отвлекаться, слушать учителя - Чтобы работать на уроке было легко и приятно |
II. Актуализация знаний Повторить понятия «текст» и предложение» (Пр.) Учить составлять предложения из данных слов (Пр.) | Слайд №3 на, желтеют, осенью, листья, деревьях любит, на, Александра, фортепиано, играть Слайд №4 Осенью на деревьях желтеют листья. Александра любит играть на фортепиано. Слайд №5 Предложение – это группа слов. Предложение – это слово, которое выражает законченную мысль. Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слайд №6 Текст – это одно или несколько... Они связаны по … и объединены общей т... Текст можно ... | Верно. А сейчас обратите внимание на экран. Здесь представлены несколько определений предложения и только одно верное. Выберите и прочитайте верное определение предложения. Верно. А теперь переставьте слова так, чтобы получилось 2 предложения. Посмотрите на экран. Здесь представлено определение текста. Однако некоторые слова в нем стерлись. Прочитайте определение, вставляя пропущенные слова Верно, молодцы. Что мы с вами сейчас повторили? | Нет, это не является предложением Потому что в предложении слова не идут через запятую, начинается оно с большой буквы и в конце предложения стоит точка. Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль Осенью на деревьях желтеют листья. Александра любит играть на фортепиано. Нет, нельзя Потому что он не связаны по смыслу и нет общей темы. Текст – это одно или несколько предложений. Они связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст можно озаглавить. Мы повторили, что такое текст и что такое предложение. |
II. Постановка учебной задачи Учить определять учебную задачу (Р.) | | А как вы думаете, зачем мы это повторяли? Значит чему мы сегодня будем учиться? Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем работать с текстом и предложениями. | Варианты детей |
III. Работа над деформированным текстом Учить продуктивному сотрудничеству в паре (К.) Воспитывать уважительное отношение к товарищам по учебе (Л.) Учить устанавливать последовательность предложений в тексте (Пр.) Учить строить связное речевое высказывание по образцу (К.) | Слайд №6. Правила поведения при работе в парах: | У каждого из вас на парте есть карточка под номером 1. Прочитайте, что на ней написано. Тот, кто прочитал, сядет прямо и поднимет глазки на меня, чтобы я видела, что вы закончили. Ребята, можно ли это считать текстом? Почему? Что нужно сделать, чтобы получился текст? Хорошо, давайте попробуем это сделать. Возьмите карточку под номером 2. Здесь представлены те же предложения Рядом с каждый предложением окошечко. В окошечко вы запишете цифру, номер под которым стоит предложение. Начинайте работу. Закончили. А сейчас мы с вами поработаем в парах и проверим, правильно ли вы определили порядок предложений. Но до того, как мы начнем работать нам нужно повторить правила работы в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? Посмотрите на экран. Такие правила выделила я. Обязательно следует обращаться обращаться друг к другу по имени, например: Коля, я считаю, что первым идет .. предложение, потому что… Отвечая, Коля тоже должен обратиться к Маше по имени, например: «Нет, Маша, я не согласен с тобой Я считаю, что первым идет … предложение, потому что и т.д. Также следует говорить шепотом, чтобы не мешать другим и не перебивать говорящего, а то он может забыть, что хотел сказать. Вы понимаете как надо работать в паре? Хожу по классу, наблюдаю за тем, как дети работают в паре Закончили. Коля, прочитай, какой текст получился у вас с Машей. Остальные смотрят, такой же у них текст или нет. Поднимите руку, у кого получился такой же текст. А кто разместил предложения по другому? Прочитайте свой вариант. Поднимите руку, кто согласен с Мишей и Настей. Чем их вариант отличается от первого услышанного нами? А как будет более верно? Я согласна с вами, вариант Маши и Коли наиболее верный. Расставьте предложения именно в таком порядке. Вновь повторяю порядок предложений. | Каждый читает предложения на карточке. Нет, нельзя Потому что предложения идут не по порядку Нужно переставить предложения Говорить тихо Договариваться Работают в паре Закончили работу 1 ученик читает получившийся текст Поднимают руку Читают другой вариант текста Поднимают руку |
VI. Беседа по содержанию текста Учить определять тему и осную мысль текста (Пр.) Учить строить связное речевое высказывание в процессе ответа на поставленный вопрос (К.) | | Как живется птицам, которые не улетают на юг? Как вы думаете, зачем автор написал этот текст? Что он нам хотел сказать? Верно, давайте назовем его «Птицы осенью» | Читают текст В тексте говорится о птицах Птицы бывают перелетные и те, кто остается зимовать здесь Им тяжело Чтобы мы поняли, что надо помогать птицам Мы можем сделать кормушки Птицы Птицы осенью |
V. Запись текста | 12 сентября. Классная работа. | Сейчас пожалуйста откройте тетради, запиши число, классная работа. Посередине сроки запишите заглавие текста «Птицы осенью». Сейчас мы с вами запишем получившийся текст. Откуда мы начинаем писать? Верно. Берем в руки ручку, тетрадь кладем правильно и начинаем писать. Закончили. | Открывают тетради, записывают число, классная работа и заглавие текста. Пишут текст |
VI I. Синтаксический разбор. Учить определять грамматическую основу предложения (Пр.) Учить строить связное речевое высказывание в процессе ответа на поставленный вопрос (К.) | Слайд №7 Наступает осень. Желтеют листья на деревьях. Птицы улетают на юг. Первыми улетают стрижи. За ними отправляются в путь ласточки. Последними на зимовку улетают журавли. Только воробушки зимуют с нами. | А теперь приготовьте простой карандаш и линейку. Прочитайте первое предложение. О чем говорится в первом предложении? Поставьте вопрос к слову «осень». Каким членом предложения является слово осень? Как мы обозначаем подлежащее? Подчеркиваем. Как называется слово, которое отвечает на вопрос «что делает»? Назовите сказуемое в данном предложении. Как обозначим его? Подчеркиваем Прочитайте второе предложение. Назовите подлежащее. Как обозначим подлежащее? Подчеркиваем. Поставьте вопрос от подлежащего. Каким членом предложение является слово «желтеют»? Как подчеркиваем? Прочитайте третье предложение. О ком говорится в третьем предложении? Поставьте вопрос к слову «Птицы». Каким членом предложения является слово «птицы»? Как обозначим? Подчеркиваем. Поставьте вопрос от слова «птицы». Какое действие совершают птицы? Каким членом предложения является слово «улетают»? Как обозначим? Подчеркиваем. Прочитайте четвертое предложение. Назовите подлежащее в данном предложении. Как его обозначим? Подчеркиваем. Назовите сказуемое в данном предложении? Как обозначим сказуемое? Подчеркиваем. Прочитайте пятое предложение. О ком говорится в предложении? Каким членом предложения является слово «ласточки»? Как подчеркнем? Назовите слово, которое отвечает на вопрос «что делает?» Как подчеркнем его? Прочитайте шестое предложение. Назовите подлежащее. Как его обозначим? Назовите сказуемое. Как его обозначим? Подчеркиваем. Прочитайте последнее предложение. Назовите подлежащее. Как его обозначим? Подчеркиваем. Что делают воробушки? Каким членом предложения является слово «зимуют»? Как обозначим? Подчеркиваем. | Об осени Что? Подлежащим Обозначим одной чертой Сказуемое Листья Обозначим одной чертой Листья (что делают?) Сказуемым Двумя чертами О птицах (Кто?) птицы Подлежащим Обозначим одной чертой Птицы (что делают?) Улетают Сказуемым Стрижи Обозначим одной чертой Улетают Двумя чертами Одной чертой Отправляются Двумя чертами Журавли Обозначим одной чертой Улетают Двумя чертами Воробушки Обозначим одной чертой Зимуют Сказуемым |
IX. Итог урока. Рефлексия 1. Учить рефлексии содержания и деятельности (Р.) 2. Совершенствовать аналитические умения (П.) | Слайд №6. 1.Не мешать товарищу 2.Не отвлекаться 3.Внимательно слушать учителя 4. Участвовать в обсуждении вопросов на уроке | 1. Рефлексия по содержанию - Ребята, чем мы с вами занимались на уроке? - Верно. Что для вас было самым интересным на уроке? - А что было самым тяжелым? 2. Рефлексия работы на уроке Ребята, а помните ли вы правила, которые мы обещали выполнять в течение урока? Повторите их. * после озвучивания правил вывожу их на экран Сейчас я предлагаю вам оценить, как вы выполняли эти правила. На столах у вас лежат листочки с изображением лесенки. Она называется «Лесенка успеха». Если из всех правил вы выполнили только одно, то нарисуйте себя на первой, самой низкой ступеньке. Если выполнили два правила – то на второй, если три – то на третьей, а если вы выполняли на уроке все правила, то отметьте себя на самой высшей, четвертой ступеньке. На какой ступеньке ты себя нарисовал? Почему? Какой совет можешь себе дать? Спасибо, урок окончен. | - Повторяли что такое предложение текст. Составляли текст из отдельных предложений. |
Наступает осень. Желтеют листья на деревьях. Птицы улетают на юг. Первыми улетают стрижи. За ними отправляются в путь ласточки и кукушки. Последними на зимовку улетают журавли. Только воробушки остаются зимовать с нами.