СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Разность целых чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для 6 класса по теме6 "Разность целых чисел"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разность целых чисел"»

Конспект урока по математике для 6 класса на тему:

« Разность целых чисел».

Тип урока:систематизация знаний, умений и навыков по данной теме. Обобщающий урок – игра.



Цели урока:

Образовательная цель:

- закрепить изученные понятия, научить применять и пользоваться полученными знаниями;

- продолжить формирование навыков работы с целыми числами;

- познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории математики, привить интерес к науке.

Воспитательная цель:

- воспитание нравственных качеств личности, таких как ответственность, аккуратность, дисциплинированность;

- воспитание культуры общения.

Развивающая цель:

- развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

- развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также наблюдательности, активности, самостоятельности.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, рабочие листы, карточки с заданиями, тесты.

План урока:

  1. Организационный момент 1 мин

  2. Домашнее задание. 1 мин

  3. Постановка цели 3 мин

  4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (устная работа) 7 мин

  5. Историческая справка (доклад ученика) 4 мин

  6. Задача «Амур» 3 мин

  7. Физ.минутка 1 мин

  8. Придумай задачу 4 мин

  9. Решение уравнений 4 мин

  10. Дидактическая игра 7 мин

  11. Тест- контроль знаний 5 мин

  12. Подведение итогов; рефлексия 2 мин



Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность помещения к уроку.

У нас сегодня будет интересный урок, но сначала мы запишем не менее интересное домашнее задание. У вас на партах лежит лист с домашнем заданием. Дома вам предстоит придумать выражение, значение которого равно – 2. Составить уравнение, корень которого равен – 5. А так же выполнить дополнительное задание, которое требует некоторых усилий.

II. Домашнее задание. 1 мин

  1. Придумать выражение в четыре действия, значение которого равно - 2;

  2. Составить уравнение, коренькоторого - 5.

  3. Доп. задание: найти сумму

– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501? 

III. Постановка цели. 3 мин

И так! Перед вами примеры. Обратите внимание, какое из выражений на ваш взгляд лишнее?

  1. – 8 – 5 =

  2. 7 - (- 1) =

  3. - 5 ∙(3)=

  4. – 9 – 4 =

  5. – 5 – 7 =

  6. 42 – 50 =

  7. – 42 - (-12) =

Молодцы! Совершенно верно лишнее 3, все остальные выражения представляют собой разность целых чисел. И мы сегодня на уроке будем выполнять разные задания, используя эти действия. А вот с произведением целых чисел познакомимся на следующем уроке.

Урок сегодня немного не обычный – в виде игры, но это не значит, что нужно расслабиться и ничего не делать. У каждого есть шанс заработать хорошие оценки. А для этого вы должны быть активны и внимательны. Перед вами лежит необходимый материал для работы.

IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (устная работа) 4 мин

Давайте вернемся к выражениям, но сначала вспомним, что необходимо знать, чтобы найти их значения.

  • Ответьте на вопросы:

  1. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

чтобы сложить два числа разных знаков и с разными модулями, надо из большего модуля вычесть меньший и перед разностью поставить знак слагаемого с большим модулем.

  1. Сформулируйте правило вычитания чисел с разными знаками.

чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

  1. Что называется модулем числа?

модулем положительного числа называют само это число.

модулем отрицательного числа называют противоположное ему(положительное) число.

  • Закончите предложение.

  1. Сумма противоположных чисел равна ….

нулю.

  1. Числа, расположенные правее 0 …

положительные числа или натуральные числа.



  • Вычислите устно:

  1. – 8 – 5 = - 13

  2. 7 - (- 1) = +8

  3. – 9 – 4 = - 13

  4. – 5 – 7 = - 12

  5. 42 – 50 = - 8

  6. – 42 - (-12) = - 30

Молодцы!



  • Вычислите устно задания с модулем:



Фейерверк:

Спасибо ребята.



V. Историческая справка (доклад ученика) 5 мин



Ребята, а о том как появились отрицательные числа расскажет Аня Репина.



Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.

В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.

Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.

Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры.

Индийские математики представляли себе положительные числа как “имущества”, а отрицательные числа как “долги”. Вот как индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: “Сумма двух имуществ есть имущество”, “сумма двух долгов есть долг”, “сумма имущества и долга равна их разности” и т. д.



Ребята, все знают, что произошло в нашем городе совсем недавно. Мы пережили небывалое наводнение. У многих людей были затоплены дома. И наша школа оказалась частично подтопленной. Большинство жителей нашего города помогали спасателям, готовили мешки с песком для строительства дамб. В нашем городе работали спасатели из Хабаровска, Санкт-Петербурга, Иваново. Совсем недавно на Мылкинской дамбе был установлен памятный знак в честь тех, кто защитил наш город от наводнения. Вот как те дни вспоминает наш земляк, поэт Савичив Владимир Степанович.



В связи с этим я предлогаю решить задачу «Амур».

VI. Задача «Амур» 3 мин



Уровень воды в реке Амур в городе Комсомольске-на-Амуре 6 июня этого года составил 618 сантиметров, 12 сентября составил 910 сантиметров, а 5 ноября 159 сантиметров. Каковы изменения уровня воды в реке Амур с 6 июня по 12 сентября и с 12 сентября по 5 ноября?



  1. 910 – 618 =

  2. 159 – 910 =

Ответ:



Физминутка.

(Ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.



Придумай задачу

Придумай задачу используя данное выражение.

1 ряд

- 40 - 3 + 5 = - 38

2 ряд

100 – 88 – 50 = - 38

3 ряд

- 48 + 12 – 5 = - 41



VIII. Решение уравнений. 4 мин

Ребята, что вы видите? Чтобы решить уравнение надо найти? Назовите компоненты.

В рамку записываем только ответ.



  • Вычислите по вариантам:

1-вариант

  1. x – 12 = - 10

x = 2

  1. 10 + x = - 6

x = - 16

  1. 1 – x = 13

x = - 12

  1. 23 – x = - 12

x = 35

  1. x – 14 = - 9

x = 5



2-вариант

  1. x - 11 = - 12

x = - 1

  1. 12 + x = - 15

x = - 17

  1. 2 – x = 15

x = - 13

  1. 25 – x = - 14

x = 39

  1. x – 13 = - 10

x = 2

А теперь проверим. У кого нет ошибок?

VI. Дидактическая игра.

Пришло время поиграть в игру «Поле чудес». Для того, чтобы отгадать фразу, решите примеры, напротив каждого ответа поставьте букву, ему соответствующую. Для этого воспользуйтесь таблицей на рабочем листе:





Т

А

И

Е

Л

К

С

М

В

97

-22

-24

-48

-3

71

9

46

-42













  • Примеры



1 ряд 2 ряд 3 ряд

  1. – 3 + 12 =

6) 31 – (-15) =

11) 13 – 35 =

  1. – 8 – (-5) =

7) – 56 - (-34) =

12)12 - (-85) =

  1. – 12 + (-10) =

8) 68 – (-29) =

13) 12 + (-36) =

  1. - 25 – 17 =

9) 17+ (– 65) =

14) 13 - (-58) =

  1. – 34 – (-12) =

10) – 24 – (- 70) =

15) – 24 - 24 =



Получили:СЛАВА МАТЕМАТИКЕ! Ну что же, победа за вами!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

С

Л

А

В

А

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

Е







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15






















VII. Тест- контроль знаний.

  1. Найдите сумму: -23 и -44

a)- 67

b) – 21

c) 21

d) 67

  1. Найдите разность: 37 и 105

a) 68

b)- 68

c) - 142

d) 142

  1. Вычислите: 57 – (-22) =

a) 35

b) - 35

c)79

d) – 79

  1. Вычислите:

a) - 111

b)21

c) - 21

d) 111

  1. Вычислите: - 37 + 37 + 0 + 22 – (-22) =

a) 44

b)15

c) 0

d) -59

  1. Решите уравнение: 29 + x = 35 - 67

a)- 61

b) 61

c) 3

d) - 3



VIII. Подведение итогов; рефлексия.

Продолжите фразу:

  1. было интересно…

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. у меня получилось …

  6. я смог…

  7. я попробую…

  8. меня удивило…

  9. урок дал мне для жизни



Итак, сегодня на уроке мы завершили изучение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Теперь вы немного узнали историю отрицательных чисел и смело можете переходить к умножению и делению отрицательных чисел. Удачи вам!