Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока: 1. Обобщение знаний обучающихся об имени существительном.
2. Интеллектуальное развитие учащихся на уроке русского языка за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Расширить границы предмета "русский язык" через интеграцию с окружающей средой
Задачи: конкретизация полученных знаний об имени существительном как части речи; закрепить умение распознавать имя существительное как часть речи в предложении; закрепить знания о грамматических признаках имени существительного; обогащать речь детей. развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1 Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 2,3).
-Что хотим получить от урока? (высказывания детей)
1.2 Развитие организационных навыков:
Ножка стула к ножке стола.
Урок русского языка
Помним о посадке, о правильном наклоне тетради, правильно взяли ручку.
Записали дату.
1.3 Включение в урок:
Загадка.
- У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы).
- Сегодня , на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
- Перед вами слова:
ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
ястребы…
- Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему. (Дети подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце, учитель записывает на доске. ).
Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении.
- А теперь запишите во второй строчке красиво слова под диктовку: ястреб, лебедь, голубь, дрозд, в которых встречаются эти буквы, а ниже проверочные.
Какой частью речи являются эти слова? ( имя существительное).
Чем отличаются слова первой строки от второй.(Число)
II. Актуализация знаний.
Мотивация познавательной деятельности
Подготовка к изучению темы. Устный опрос:
-Вспомните, пожалуйста, что такое имя существительное?
Одушевлённые это имена существительные или нет? Почему? ( они отвечают на вопрос Кто?).
-Молодцы! Вспомнили!
Работа в группах
- Слова какой части речи вы видите?
- Разделите слова на две группы по числам
Ястреб, тучи, солнышко, гости, голубь, ножницы, шахматы, лебедь (НА доске)
Выполняя это задание мы узнали что –то новое или вспоминали пройденный материал?
III. Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения и закрепления
IV. Физкультминутка
Птички прыгают, летают
Крошки птички собирают
Пёрышки почистили,
Клювики почистили
Птички летают, поют
Зёрнышки клюют
Дальше полетели
И на место сели
V. Контроль и проверка знаний.
5.1 Работа над развитием кругозора:
-Кто такие птицы?
- Каких птиц вы знаете?
- Чем питаются птицы?
Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему?
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?
5,2Работа над предложением:
- Посмотрите на доску. Можно ли эту запись назвать предложением?(Нет)
-Поменяйте слова местами и составьте предложение.
К , прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички.
- Запишите это предложение, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.
-Найдите все имена существительные и определите число.
5.3 Карточка.
-работа в парах
Вставить пропущенную букву, объяснить написание и определить число имен сущ.
-проверка в парах с устным объяснением
- запись любого предложения под диктовку(один ученик у доски)
VI. Домашнее задание.
-Придумать и записать 2 предложения с сущ. В ед.ч. и 2 предложения с этими же сущ во мн.ч. (привести пример: Ворона сидит на дереве. Вороны сидят на деревьях.)
VII. Рефлексия. Итог урока.
-Что вспомнили об имени существительном?
- Вы сегодня хорошо поработали. Я увидела, что вы хорошо умеете отличать существительное от других частей речи
VIII.Оценивание учащихся.