МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232 г.о. Серебряные Пруды 8 - 496 – 67 – 36 – 166 с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
Открытый урок по русскому языку
на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»
УМК «Школа России»
2Б класс
Учитель начальных классов:
Щетинникова Маргарита Сергеевна
первая квалификационная категория
2019-2020 уч. год
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, карточки с заданиями, карточки для парной работы.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации, наглядный.
Ход урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и заданья,
Игры, шутки, всё для вас!
Я желаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
Учитель: Садитесь!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Внимание, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
И на парте всё в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку всё готово!
Учитель: И конечно нам понадобится хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
3. Актуализация знаний.
а) Определение темы урока.
И сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
Учитель: Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.
Повторение - мать учения.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Повторение - мать ученья это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья)
Учитель: Эта пословица сегодня – девиз урока. Значит чем будем заниматься? (повторять, обобщать).
Учитель: А что именно мы сегодня будем повторять и обобщать, нам поможет отгадать Маша, прочитав стихотворение.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Ах, какие же слова восхитительные!
Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
Учитель: Какие знания мы будем повторять и обобщать?
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Учитель: Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.)
Учитель: Какая цель нашего урока?
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
б) Минутка чистописания.
Учитель:
С темой разобрались,
За работу все взялись!
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Дети:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой я слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
Учитель:
Месяц в небе появился,
Бублик на два раскатился,
От колечка половинка,
Кресла выгнутая спинка,
Ручка чайника и чашки,
Форма ушка у Наташки.
Учитель: Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать? (Букву «эс»)
Учитель: Дайте характеристику звуку. (Звук [с]. Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким).
Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
- Пропишите заглавную и строчную буквы и буквосочетания.
Сс Са Ся Се Св Сз См
- Обратите внимание на соединение букв.
в) Словарная работа
А сейчас опять беда,
Это, что за ерунда?
Буквы разбежались,
Одни окошечки остались.
Надо нам ту буквы вставить,
Ситуацию исправить.
Слайд
Учитель: Кто догадался, что нас ожидает? (Словарная работа).
Учитель: Записываем слова.
Взаимопроверка.
(Собака, тетрадь, корова, карандаш, заяц, молоко, ворона, город, медведь, пенал)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш, оцените работу своего соседа по парте, поставьте внизу отметку.
Учитель: Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)
Молодцы!
Учитель: Посмотрите, ребята. Нам сейчас встретилось много интересных слов, а скажите, что вы знаете о слове «карандаш»? Что это за предмет, для чего он нужен?
Учитель: Молодцы! А сейчас нам Егор прочитает сообщение о происхождении слова «карандаш».
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: В одном классе между одноклассницами произошел спор. Катя утверждала , что слово ЛИСИЧКИ – неодушевленное, а Света говорит, что это имя существительное одушевленное. Кто из них прав и почему?
Учитель: От чего зависит признак слова ЛИСИЧКИ? (от значения)
Вы на карточки взгляните,
Что делать нам определите!
Учитель: Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать?
Зема, рибята, сниговик, снигирь, лыжы, друзя. (Слова написаны с ошибками).
Учитель: На какие 2 группы можно разбить эти слова? (Кто? Что? Одушевлённые и неодушевлённые)
Расставляем карточки на доске в 2 группы
Что? Кто?
Зема Рибята
сниговик снигирь
лыжы друзя
Учитель: Исправьте ошибки, запишите слова самостоятельно в 2 столбика.
2 ученика работают на листах.
Проверка по работам учеников.
Что? Кто?
зима ребята
снеговик снегирь
лыжи друзья
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
а) «Вымысел или факт».
Учитель: Читая книгу, я увидела, что слово «ЛЕВ» написано с маленькой буквы, а потом мне встретилось это же слово, но оно было написано с большой буквы. Это вымысел или факт?
Учитель: О каких существительных идёт речь? (Собственные и нарицательные)
И опять нужно внимание,
Опять важное задание.
Прочитайте предложение,
Примите важное решение.
Посмотрите, что и как,
Что – то здесь, друзья, не так.
ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.
Учитель: Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)
Учитель: Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?
Учитель: Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)
1 ученик записывает у доски.
Проверка.
Пёс Бублик грызёт сухой бублик.
б) Работа по учебнику
Учитель: Послушайте слова, чем они отличаются?
стол – столы
земля – земли
окно – окна.
Учитель: Как могут изменяться имена существительные? (Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.)
Учитель: Выполним упр.107 с.62 (1 ученик у доски)
в) Работа в парах.
- Вставьте подходящие по смыслу слова на карточках.
Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ .
Работаем тихо, работаем дружно.
И выполняем, всё, что нужно.
Учитель: Что у вас получилось?
Пришла зима. Выпал пушистый снег. Закружились в воздухе снежинки. На окнах мороз нарисовал узоры.
Учитель: Слова какой части речи были пропущены? Докажите.
Учитель: Найдите и запишите в тетрадь 3 предложение.
Комментированное письмо.
Учитель: Найдите и обозначьте существительные.
Учитель: Выделим в этом предложении главные члены.
Учитель: Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть существительные? (главными – подлежащее и второстепенными)
6. Обобщение по теме.
Учитель: Наш урок подходит к концу. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
Игра «Договори словечко»
имя существительное обозначает…,
отвечает на вопросы …,
бывает …,
в предложении является …
Молодцы!
7. Итог урока. Рефлексия.
Вот и кончился урок,
Подвести пора итог.
Учитель: Возвращаясь к цели нашего урока, как вы думаете, ребята, мы достигли данной цели? (Да, мы сегодня повторили и обобщили знания об имени существительном)
Учитель: А теперь давайте поделимся впечатлениями об уроке и оценим себя:
Сегодня на уроке я узнал (а)…
На уроке было интересно…
С урока я уйду с хорошим настроением, потому что мне было очень интересно, я все понял (а), у меня все получилось, я всё запомнил (а).
Учитель: Я тоже уйду с хорошим настроением, потому что вижу, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали, хорошо усвоили материал.
Выставление отметок
Учитель: Я хочу отметить отличную работу на уроке…
хорошо работали…
8. Домашнее задание.
Учитель: А чтобы отлично разбираться в теме «Имя существительное» предлагаю выполнить д/з по желанию:
С.64 упр.112
Выписать из орфографического словаря в конце учебника 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных.
Учитель: На этом наш урок окончен. Спасибо, ребята, за урок!