- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- карточки для рефлексии.
Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные д ействия |
I. Организационный момент. Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. | Проверяет готовность класса к работе. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным? - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. 1. Орфографическая минутка Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля. | Здоровьесберегающие технологии Наблюдение, работа по алгоритму | Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения: Солнышко – тучка (4 раза) Покатать ручку между ладонями. –Откроем тетради и запишем число и классную работу. - Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. -Начнем урок с орфографической минутки. На доске три слова. Буквы в них рассыпались. 1.Составьте первое слово (Один ученик работает у доски) 2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните. (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм) берёзка солнышко друг… - Рядом со словом «друг» запишите имя своего лучшего друга . -Вспомните, как пишутся имена? | Берёзка - безударная гласная е (словарное слово), парная согласная (проверочное слово - береза); солнышко - безударная гласная о; друг – парная согласная в конце слова (проверочное слово - подруга). Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания. | Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации. Наглядный метод. Фронтальная работа. | Что общего у этих слов? Докажите. -Что мы уже знаем об имени существительном? (В результате чего появляется кластер) - Скажите, а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. -С какими 2 падежами мы уже познакомились? - В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? -С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? -Поставьте данные существительные в форму родительного падежа . берёзка без березки солнышко около солнышка друг… у друга | Имена существительные Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки. Падеж 6 И.п., Р.п.. И.п. (кто?) (что?) (кого?) (чего?) Предлоги – из, до, с, у, около, без, от, для, после, вокруг. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Наблюдение, метод проблемного обучения. | Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований. - Прочитайте девиз исследователя (читают дети): Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень привлекательный. Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно! Определим падеж выделенных существительных. Как это сделать? (на слайде 1 шаг) (на слайде 2 шаг) (на слайде 3 шаг) -Итак, определим падеж 1 слова. Запишем 2 слова. Запишем 3 слова. Запишем берёзка без березки березке солнышко около солнышка солнышку друг… у друга другу Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? -Назовите тему урока? | 1.Найти главное слово 2.Задать вопрос от главного слова к существительному 3.По вопросу определить падеж Улыбнись (чему?) березке - Д.п. Обрадуйся (чему?) солнышку - Д.п. Протяни (кому?) другу - Д.п. Дательный падеж Дательный падеж имени существительного | Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие нового знания Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала. | Наглядный метод. Фронтальная работа, работа в парах. Работа по алгоритму. Работа у доски. | Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему? На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? Проведём исследование. (Читаю вслух) 1. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать… Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже. Запишите, подчеркните предлог. (Читаю вслух) 2. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят. Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже. Запишите, подчеркните предлог. (Читаю вслух) 3. Иногда я размечтаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу… Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже. Запишите, подчеркните предлог. С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? | Дательный падеж от слова «дать», «дарить». Кому? чему? -Не знаем. Приставать (к кому?) к маме Летят (по чему?) по ветру Несу (кому?) братику К, по , - | Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
| | 2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку - Заполним сигнальную карточку. -Проверим | Д.п. Слово -помощник Вопросы Предлоги |
Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии | Наклоните голову к правому плечу. Наклоните голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. -К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные? - Как вы догадались? | Дети показывают движения В дательном падеже. Вопросы кому? чему?, предлоги к, по. | Развивающие: установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания, способов действия. | Метод самостоятельной познавательной деятельности | 1. Появляется картинка «Ворона и лисица» - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня? - Чему учит нас эта басня? 1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Поработаем по вариантам. Прочитайте предложения. Спишите предложение. Найдите существительное в дательном падеже. 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. Проверим. | Послал (кому?) вороне Подходит (к чему?) к дереву | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
| 2. Работа в парах Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж. Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач). Проверим словосочетания с вопросом. -Очень хорошая посадка у …. Наверно, он(она) красиво напишет. | |
| 3. Работа с пословицами Поиграем в игру «Проверим внимание» Ум да разум надоумят сразу. Нет ума, считай калека. Сила уму уступает. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Всяк живи своим умом. -Прочитайте пословицы. -Что в них общего? -Определите падеж существительного ум в каждой пословице (устно) -Какую закономерность вы заметили? Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего. Какую пословицу вы записали? Почему? | |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Здоровьесберегающие технологии | -Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз. Чтобы зоркими нам быть, Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.) Зорче глазки, чтоб глядели, Разотрем их еле – еле. (В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.) Нарисуем большой круг (Глазами рисовать круг) И осмотрим все вокруг (влево, вправо) Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и все сначала. (Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево) Быстро, быстро поморгать, (Моргать в течение минуты) Отдых глазкам нужно дать. Нарисуем мы подряд Треугольник, круг, квадрат, ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки) | | Развивающие: установка на здоровый образ жизни. |
Занимательная минутка | | А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения.Например: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился с именительным: кто? старче. Но вернемся к дательному падежу. | Минутка реллакса | |
VI. Включение знаний в систему Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного. | Самостоятельная работа | - Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно. Самостоятельная работа 1 уровень Определите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; дать, товарищ, книга; ходить, деревня, трава; расчесать, сестра, волосы; смастерить, птицы, скворечник; поменять, рыбы, вода. | | Самостоятельно выбирают уровень работы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
| | Самопроверка по эталону. Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок 1-2 ошибки – желтый кружок 3 и более ошибок – красный кружок на полях. -У кого зелёный кружок? Молодцы. -У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать. | Сверяют по эталону, осуществляют самооценку |
VII. Рефлексия деятельности. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков | Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке | Итак, наш урок подходит к концу. Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке? Что вы узнали о существительных в дательном падеже? | Дательный падеж. Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: самоанализ, самооценка. |
| | - Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?). - Молодцы! Встаньте, урок окончен! | | |