Конспект урока в 5 классе «Друг»
Цель – активизация и систематизация знаний по темам «Друг. Описание внешности» и «Прошедшее время», формирование предметных, личностных и метапредметных УУД.
Личностные:
- Самомотивация учебной деятельности;
- Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Предметные:
- Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные:
познавательные – 1. поиск и выделение необходимой информации;
2. структурирование знаний;
3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
5. установление причинно-следственных связей;
регулятивные – 1. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
3. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные - 1. умение сотрудничать в группе и в паре
2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами французского языка.
Тип урока: систематизации знаний (урок-совершенствование)
Технологии: сотрудничества, критического мышления, проектная.
Способы действий: 1.Умение обобщать.
2. Соотносить информацию с объектом.
3. Осуществлять взаимоконтроль в процессе работы над задачей.
4. Классифицировать полученную информацию по категориям знания.
Планируемые педагогические результаты:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
опираться на языковую догадку в процессе чтения / восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с заданными коммуникативными задачами;
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
работать индивидуально и в группе, договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственную работу и работу окружающих.
Ход урока
Разделение на группы по цветам перед уроком.
1. Организационный этап.
- Bonjour, mes amis! Здравствуйте, мои друзья!
- Bonjour, madame! Здравствуйте, мадам!
Je suis votre professeur de français aujourd’hui. Je m’appelle Olga Vladimirovna.
Я ваш учитель французского языка сегодня. Меня зовут Ольга Владимировна.
-Comment allez-vous ?
Как у вас дела?
Варианты ответов:
-Ça va.
Хорошо
-Pas mal.
Неплохо
И т.д.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока.
-Aujourd’hui nous travaillons en groupe.
Сегодня мы работаем в группах.
-Regardez le tableau. Trouvez les mots cachés. (passé composé)
Посмотрите на доску. Найдите спрятанные слова.
De quoi nous allons parler ?
О чем мы будем сегодня с вами говорить?
Vous avez raison. C’est le passé composé.
Правильно, это прошедшее время глагола.
Оценивать вашу работу сегодня будет le Petit Nicolas, герой французского мультфильма.
Il a beaucoup d’amis.
У него тоже много друзей.
Sa maison se trouve à un autre bord de la rivière. Pour y passer il faut construire un pont, mais pas simple. C’est un pont de l’arc-en-ciel. Pour construire un pont il faut faire des exercises.Vous êtes prets ?
Его дом находится на другом берегу реки. Чтобы туда пройти, нужно построить мост, но не простой. А радужный мост. При этом необходимо выполнять упражнения.
Qui peut nommer les couleurs de l’arc-en-ciel ?
Кто может назвать цвета радуги по-французски?
(Rouge, orange, jaune, vert, bleu-claire, bleu, violet)
Nous commençons à construire.
Начинаем строить.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения знаний.
Красная полоска.
Ecoutez le texte. Vous devez colorier le portrait de Nicolas en paire.
Прослушайте текст. Вы должны раскрасить портрет нашего друга Николя в парах.
Nicolas a les cheveux noirs. Ses yeux sont aussi noirs. Ses joues sont roses. Il a la bouche rouge. Il porte la chemise bleue-claire, le gilet rouge, le pantalon bleu, les chassures noires.
У Николя черные волосы. Его глаза тоже черные. Щеки розовые. А рот красный. Он одет в голубую рубашку, красный жилет, синие штаны и черные ботинки.
Verifions.
Проверяем.
Maintenant, notre ami Nicolas est en couleur.
Теперь наш друг приобрел цвет.
4.Актуализация знаний
Оранжевая полоска.
Comment se forme le passé composé ? Choisissez la formule de p.c.
Как образуется прошедшее время? Выберите формулу.
Желтая полоска.
Trouvez les verbes au passé compose.
Найдите глаголы в прошедшем времени.
Hier Nicolas avec ses amis ont joué au football, ont lu des bandes dessinées, sont allés au cinéma.
Вчера Николя со своими друзьями играл в футбол, читал комиксы, ходил в кино.
5.Обобщение и систематизация знаний
Зеленая полоска.
Il y a 2 verbes qui aident former le p.c.
Есть 2 глагола, которые помогают образовать прошедшее время.
Prenez la liste de papier. Dessinez au millieu de la liste le rond. Ecrivez «Passé composé ».
Prenez une autre feutre, dessinez 2 branches à gauche et à droite, ecrivez AVOIR / ETRE.
Возьмите лист. Нарисуйте в центре круг. Напишите «Прошедшее время». Возьмите фломастер другого цвета, нарисуйте 1 ветку вправо и влево от круга. Подпишите их сверху словами avoir и etre.
Prenez une autre feutre. Dessinez 5 branches d’etre et 5 branches d’avoir.Regardez le tableau. Vous voyez les verbes. Completez votre carte par ces mots. Signez-les.
Quels verbes se conjuguent avec avoir et avec etre au p.c.
Возьмите другой фломастер. Нарисуйте 5 веток от глагола etre и 5 веток от глагола avoir. Посмотрите на доску. Вы видите глаголы. Дополните ваши карты этими словами. Нарисуйте ветки от главных глаголов и подпишите их глаголами с доски.
Changez vos travaux. Verifions.
Поменяйтесь работами. Проверяем.
Голубая полоска.
Je vous donne de petites cartes.
Я вам даю маленькие карточки.
Composez une paire: infinitif – participe passé.
Составьте пару из подходящего инфинитива и причастия прошедшего времени.
Utilisez notre carte mentale et nommez les participes passés de ces verbes.
Commence celui qui a les yeux plus claires.
Используйте нашу ментальную карту и назовите причастия прошедшего времени этих глаголов. Начинает тот, у кого глаза светлее.
Синяя полоска.
Le Petit Nicolas étudie assez mal. Il est paresseux. Il a le devoir, mais il ne peut pas le faire. Aidez Nicolas ? ( учебник с.16№9)
Наш дружок Николя не очень хорошо учится. Он ленив. В школе задали домашнее задание, но он не может его сделать. Поможем Николя?
Changez vos cahiers avec votre copain en face. Verifions. Levez les mains ceux qui n’ont pas de fautes. Pour les autres il faut reviser la grammaire à la maison.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по лицу и проверьте. Поднимите руку те, у кого нет ошибок. Остальным следует повторить дома грамматические правила.
Фиолетовая полоска.
Le petit Nicolas vous propose le dernier devoir. Decrivez une personne d’après le plan en paire. Mais d’abord on va decrire le Petit Chaperon Rouge.
Маленький Николя вам предлагает последнее задание. В парах опишите человека по плану. Но сначала опишем вместе Красную Шапочку по плану.
6.Подведение итогов. Рефлексия
Mes chers amis! Nous avons construit le pont de l’arc-en’ciel et Le Petit Nicolas vous remercie de votre travail.
Мои дорогие друзья! Мы построили радужный мост и Николя вас благодарит за вашу работу.
- De quoi nous avons parlé aujourd’hui ?
Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?
-Reflechissez de votre humeur à la leçon. Prenez les papiers d’humeur et montrez votre. Appreciez votre travail à la leçon.
Подумайте о вашем настроении на уроке. Возьмите листочки с погодой и покажите солнышко, если вам понравился урок и вы хорошо работали; тучку, если у вас смешанные чувства; дождик, если не получилось многое на уроке.
-Vous avez bien travaillé aujourd’hui. Je vous donne très bien, bien…
Вы сегодня все хорошо работали, я ставлю 5, 4…
- La leçon est fini. Au revoir!
Урок окончен. До свидания!
Самоанализ урока
Вашему вниманию был представлен урок по теме «Мой друг. Описание внешности. Прошедшее время», проведенный в 5 А классе.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: Группа активная, дружная, с хорошим учебным потенциалом. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Большинство учеников может адекватно оценить свою работу. Общение в группе построено на основе дружеского расположения. На уроке преобладают положительные эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и с учителем.
Цели урока: активизация и систематизация знаний по темам «Друг. Описание внешности» и «Прошедшее время», формирование предметных, личностных и метапредметных УУД.
Задачи урока:
Практическая: прививать навыки устной речи, умение понимать собеседника, закреплять пройденный материал.
Образовательная: повторение и закрепление лексики раздела; развитие умений строить монологическое высказывание, развитие навыков аудирования, развитие навыков говорения, развитие грамматических навыков –постановка вопроса.
Воспитательная: воспитание положительного, уважительного отношения к учителю, к одноклассникам, развитие независимости, самостоятельности, умения сотрудничать, воспитывать интерес к иностранному языку, воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность, воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
Развивающая: развивать внимание, память, речь, мышление; активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать активное самостоятельное мышление ребенка, формировать речевой слух учащихся, воспитывать речевой этикет и культуру общения на уроке, развивать навыки путём привлечения занимательного материала, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Урок соответствует требованиям ФГОС: Он ориентирован на новые образовательные стандарты, нацелен на формирование следующих УУД:
Личностные:
- Самомотивация учебной деятельности;
- Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Предметные:
- Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные:
познавательные – 1. поиск и выделение необходимой информации;
2. структурирование знаний;
3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
5. установление причинно-следственных связей;
регулятивные – 1. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
3. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные - 1. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами французского языка.
Методические принципы:
Принцип коммуникативной направленности
Принцип комплексной реализации целей
Принцип личностного общения
Принцип коллективного взаимодействия
Принцип учёта родного языка
Оснащение урока: мультимедийый проектор, интерактивная доска, фломастеры, листы А4
Структура урока:
Организационный этап
Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока.
Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения знаний.
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов. Рефлексия
Данный урок построен с учетом личностно-ориентированного обучения, с использованием информационно-коммуникативных технологий. Реализация цели урока прослеживается на протяжении всего учебного занятия. Структура урока имеет логически последовательные этапы. Деятельность обучающихся направлена на формирование УУД.
Материал урока освещен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
С целью развития познавательной активности я использовала жизненный опыт и знания обучающихся, ранее изученный материал.
На уроке присутствуют разнообразные виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо. Дети успешно справляются со всеми заданиями в этих областях, имеют высокий уровень монологической речи (в рамках программы), хорошо воспринимаю на слух французскую речь.
Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению. Содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые, парные, фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, презентации способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Промежуточный взаимоконтроль использовался для оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков.
На этапе мотивации к учебной деятельности я попыталась создать атмосферу иноязычного общения на уроке. Опираясь на наглядный материал, представленный в презентации, учащиеся самостоятельно смогли определить тему урока, попытались сформулировать учебные задачи.
На заключительном этапе урока была проведена рефлексия. Учащиеся высказали свое мнение об уроке, оценили свои достижения.
На уроке была создана доброжелательная психологическая атмосфера, характеризующаяся взаимной заинтересованностью всех участников процесса.
Намеченный план урока полностью выполнен. Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. На уроке были достигнуты поставленные цели, а также планируемые результаты, о чем учащимся было сообщено в качестве положительных оценок в конце урока. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».