Тема: «Все падежи»
Цели:
закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением; правописание непроизносимой согласной, закрепить умение выполнять разбор по составу, по членам предложения и частям речи;
Задачи:
Обучающие: совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
развивающие:развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;развитие рефлексии и адекватной самооценки;
воспитательные: воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), буклеты, презентация по теме урока.
Тип урока: закрепление изученного материала.
УМК: «Школа России».
Ход урока
Организация внимания.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
«С маленькой удачи начинаются большие успехи».
- Как вы понимаете эти слова?
- Пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока. Я желаю, чтобы вам сегодня на уроке сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.
- Догадайтесь, о чем пойдет речь.
В английском языке их 2, в немецком - 4
В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15.
А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет!
А в русском их 6. Каждый имеет свои вопросы. (Это падежи)
- Откроем тетради, запишите: Семнадцатое марта. Классная работа.
Объясните орфограммы в записи числа. Тему сформурируем также, объяснив написание пропущенных букв. Это будет нашей минуткой чистописания, правильно соединяйте буквы.
Чу..ство, па..тбище, вес..ло, а..етит, обл..ко, праз..ник, съ..добный, ро..ь, с..рень.
Все падежи.
- У нас есть полминутки для шутки (инсценировка - стихотворение Г.Граубина “Ленительный падеж” (2 ученика):
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения, правильно согласовывать слова в словосочетаниях...)
II. Актуализация ранее изученного.
- С какой частью речи связана тема нашего урока? Что вы знаете об имени существительном? Что такое склонение? Какие падежи называются косвенными? По каким признакам можно определить падеж? (Кластер: название падежа, вспомогательное слово, вопросы, предлоги, окончания)
- Давайте просклоняем слова облако и сирень. Какое предложение помогает быстро записать падежи в столбик? (Иван рубил дрова, велел тащить пилу).
У доски работают 2 ученика.
III. Физкультминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
IV. Работа над пройденным материалом
- Так как, изменяя окончания, мы правильно согласовываем слова в предложении, давайте это продемонстрируем на примере.
Земля, солнце, человек, а труд, красит. Землю³ красит солнце,
а человека - труд.
- Составьте пословицу, определите падеж существительных и выполните морфологический разбор слова.
В это время 1 ученик выполняет работу в РЭШ, урок 62, тренировочное задание № 1, 7
V. Обобщение знаний.
Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
- Вы будете работать в группах. Каждая группа будет собирать информацию о грамматических особенностях определенного падежа. Итогом вашей работы должен стать оформленный буклет. (Учащиеся называют число от 1 до 6 и выбирают падеж)
Защита проекта.
По окончании самостоятельной работы лидеры групп выходят к доске и рассказывают об особенностях падежа, подтверждают примерами.
VI. Итог урока.
- Подведем его итоги.
- Блиц опрос по теме.
Сколько всего падежей в русском языке?
Определите падеж в русском языке, который не является косвенным?
Определите, в каком падеже имена существительные не употребляются без предлогов?
В каком падеже употребляются предлоги К, ПО?
В каком падеже слова помощники ТВОРЮ, ГОРЖУСЬ, ДОВОЛЕН?
В каком падеже употребляется предлог ОКОЛО?
Вам известно предложение – «запоминалка» всех падежей русского языка? Приведите пример.
- Для чего нужно знать падежи? (Чтобы речь была грамотной).
Рефлексия
Я повторил…
Я научился…
Я запомнил…
Мне понравилось…
Я могу…