Тема: Знакомство с буквой Шш
Предмет: литературное чтение (Обучение грамоте)
Класс: 1
Учебник: Л.Е. Журова, Букварь 1 ч.
Цель урока: Формирование представлений о новой букве «ша». Выделять в словах звук [ш]
Задачи: Развивать умение выделять новый звук в речи, находить его в словах, читать слова и предложения с новой буквой.
Развивать умение произносить слова с интонационным выделением данного звука.
Развивать умение выполнять звуковой анализ слова «груша».
Развивать умение работать в паре, слушать и понимать других.
Развивать умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
УУД:
Коммуникативные: Умение работать в группе, формировать коммуникативно-речевые действия.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, воспринимать оценку товарищей.
Познавательные: Выполнение звукового анализа слов, структурирование знаний.
Личностные: Высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
1.Мотивация
Возле парты встали прямо,
Посмотрели всё ли рядом,
Затаив своё дыханье,
Сели тихо и вниманье!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.
Затем – с согласного твердого.
А теперь – с согласного мягкого.
На доске парные согласные. Подберите пару каждой букве.
Почему буквы з, д ,б ,в в верхнем ряду на ленте букв?
Почему буквы с, т, п, ф в нижнем ряду на ленте букв?
У какого звуки нет мягкой пары?
Отгадайте загадку.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)
В нашем теремке живут такие животные:
мыш-ш-шка - норуш-ш-шка,
зайчиш-ш-шка - трусиш-ш-шка,
волчиш-ш-шка - серый хвостиш-ш-шко,
лягуш-ш-шка - попры-гуш-ш-ка,
лисуш-ш-шка - подружка
миш-ш-шка - топтыжка.
Какой одинаковый звук есть в названии всех этих животных?
3.Постановка учебной задачи.
Давайте поставим цели урока. Чему мы должны сегодня научиться?
(познакомится с новой буквой, дать характеристику звуку, который она обозначает, читать слоги, слова и предложения с новой буквой).
4.Построение проекта выхода из затруднения
Отгадайте загадку
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (груша)
Звукобуквенный анализ слова «груша»
Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)
Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.)
Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.)
Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.)
У этого звука есть пара по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].)
Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] – гласный.)
Обратите внимание на 4 звук в слове груша.
Придумайте слова где ещё встречается звук ш
Во всех этих словах звук ш твёрдый
Помни: У звука ш нет мягкой пары
Подпишите все известные вам звуки буквами
Кто знает как правильно называется буква, которой можно обозначить звук ш
( буквой «ша»)
Разделите слово на слоги.
На какой слог падает ударение?
Физминутка
Вы, наверное устали
Ну тогда все встали
Ножками потопали, ручками похлопали
Покружились и за парты тихо опустились
Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)
Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитайте слоги.
Прочитайте слова по столбикам
Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.)
А во втором? (Буквами ш – с.)
Хоровое чтение слов на стр.125 учебника про ерша
Это интересно!
Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука
Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.
(Шар; фарш. Утка, шут туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)
Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.
Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.
Дополните предложения получившимися словами.
Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.
Я с одноклассниками… (дружу).
Я воздухом… (дышу).
Я на солнышке… (лежу).
Я прощения… (прошу).
В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).
Божьи коровки – это… (жуки).
Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).
Я читаю… (журнал).
Обратите внимание на то, какое это интересное слово шалаш. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)
Скороговорка записана на доске. Прочитаем скороговорку сначала медленно потом быстрее
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
Физминутка для глаз
Глазки вверх поднимем мы_улыбнёмся
Глазки вниз опустим мы_ улыбнёмся
Глазки влево повернём- улыбнёмся
Глазки вправо повернём- улыбнёмся
И читать опять начнём.
Чтение рассказа про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш. (12 слов.)
Чтение рассказа Г.Юдина «Что вы знаете о йогах» (если останется время)
6.Рефлексия
Поднимите руку кто считет что у него на уроке всё получилось?
Поднимите руку кто считает что у него на уроке задания вызвали затруднения?
Какое задание вызвало затруднение?