Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности(1класс)
Тема занятия: «Как разумно делать покупки?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о финансовом поведении при совершении покупок.
Задачи урока:
Дидактические:
Сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;
Учить проведению элементарных финансовых расчётов;
Расширить знания младших школьников о понятиях «цена», «стоимость».
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими обучающимися посредством работы в парах;
Развивать кругозор посредством работы с дополнительной информацией по теме урока;
Развивать логику и умение составлять причинно-следственные связи путем выполнения учебных заданий.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания чувства взаимопомощи посредством парной и групповой работы;
Воспитывать уважение к одноклассникам через совместную работу, применяя правила работы в группе
Методы: игровой.
Место занятия в системе образования: внеурочное занятие.
Форма проведения занятия: игра – практикум
Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал, проектор, шоколадные монеты
Используемые образовательные технологии:
личностно – ориентированная технология;
технология групповой деятельности(работа в парах);
I. Самоопределение (мотивация) к деятельности (орг.момент)
Уч:- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!
Мы продолжаем серию занятий по финансовой грамотности. Встаньте около своих мест и пожелайте друг другу хорошей работы.
II. Повторение пройденного материала:
Учитель: Вспомните, какую тему мы с вами рассматривали на прошлом уроке? (мы говорили о магазине, какие они бывают, люди каких профессий там работают)
Учитель: Каждый день люди приходят в магазин и совершают покупки. Они покупают еду, средства для ухода за телом и за домом, одежду, книги и журналы, технику, мебель, да и просто приятные мелочи. И в тот момент, когда вы приходите в магазин за покупками, вы становитесь… Кем? (Покупателем).
- Правильно, вы – покупатель. А то, за чем вы пришли в магазин, называется …(товар)
«Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…»
Товар!
- Молодцы, ребята. Правильно ответили. Однако всё ли можно назвать товаром и купить?
Учитель: Я предлагаю вам первое задание. Посмотрите на экран. (Презентация).
- Перед вами «Облако слов», в котором спрятаны товары. Ваша задача их найти. Все ли слова относятся к понятию «Товар»? (Работа в парах) ПРОВЕРЯЕМ слайд
Что мы отнесём к товарам?
конфеты
кроссовки
цветы
вермишель
книга
джинсы
хлеб
шоколад
духи
мандарины
блузка
молоко
йогурт
ананас
Учитель: Остались слова, которые вы не назвали. Почему? Вы правы! Жизнь, здоровье и добро в магазине не купишь.
III. Введение в новый материал. Постановка учебной задачи
Учитель: Товар прибыл в магазин и, прежде чем его выставят в торговый зал, у него появится цена. Что такое цена? Слайд
Цена — это количество денег, которое вы должны заплатить, чтобы приобрести продукт или услугу. Это та сумма, которую продавец хочет получить за свой товар.
- А цены бывают разные. Какие? (Высокие и низкие, товар бывает дорогим и дешёвым).
Уч: Перед вами лист с заданием. СЛАЙД
Укажите «стрелками», какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». По окончании проверяем. (РАБОТА в парах)
Дорого Дёшево
«На вес золота»
«За бесценок»
«Задаром»
«Цена кусается»
«Не по карману»
«Влетит в копеечку»
«За гроши»
Уч: Проверяем! СЛАЙД
Дорого | Дёшево |
На вес золота | За бесценок |
Цена кусается | задаром |
Не по карману | За гроши |
Влетит в копеечку | |
- Молодцы! При выполнении этого задания вы познакомились с фразеологизмами и новыми словами.
Слайд Фразеологизмы- Это такие короткие устойчивые выражения, которые в короткой форме нам что-то объясняют, подсказывают.
- Как вы понимаете значение этих выражений?У кого это задание вызвало затруднение?
IV. Работа с фразеологизмами
На вес золота — о ком-чем-н. очень редком, малодоступном и поэтому очень ценном.
Цены кусаются — это фразеологизм, который означает высокие цены.
Не по карману – этот фразеологизм означает, что какую-то вещь нет возможности приобрести, не хватает денег
Влететь в копеечку - обойдётся дорого, потребует больших затрат
За бесценок - очень дёшево, почти бесплатно
Задаром - бесплатно, даром, не получая или не давая ничего взамен
За грош или за гроши купить, продать что-н. (очень дешево, почти даром), очень низкая цена
Учитель: Я очень надеюсь, что после сегодняшнего урока вы запомните хотя бы некоторые фразеологизмы и будете употреблять их в своей речи, потому что приятно общаться с человеком, чья речь богата и интересна.
V. Работа с понятием «Разумный покупатель»
Учитель: Какой бывает цена, мы разобрались. В магазине много разных товаров и цены у них самые разнообразные. Но и покупатели бывают разные. В мире финансовой грамотности выделяют три категории покупателей: разумный, расточительный и экономный.
-Давайте разберёмся. СЛАЙД
Экономный покупатель покупает товары, которые стоят дешевле, чем остальные.
Есть покупатели, которые купят товар, даже если он стоит очень дорого.
А вот вдумчивый, разумный покупатель будет смотреть и на цену товара, и на его качество.
Покупает как можно дешевле расточительный
Покупает относительно цены/качества экономный
Покупает, несмотря на высокую цену разумный
VI. Выход на тему:
-А кто из вас ходит за покупками с родителями? А самостоятельно делали покупки в магазине?
Тема нашего занятия «Как разумно делать покупки» СЛАЙД
-Учитель: Сейчас мы проверим, умеете ли вы быть вдумчивым, разумным покупателем
Индивидуальная работа на карточке
Учитель: Впиши в таблицу номер тех действий покупателя, которые можно считать разумными
1.Катя покупает любой товар, не глядя на цену. |
2.Виктор каждый раз считает стоимость своей покупки. |
Кирилл после школы забежал в магазин и купил много продуктов, так как был голодный. |
4.Маша заранее составила список продуктов и поехала в магазин. |
5.Вика увидела распродажу в магазине и накупила несколько пар обуви. |
6.Саша решил купить сапоги, сравнил цены на сайтах магазинов, выбрал и купил по выгодной цене. |
Учитель: Проверяем. Кто выполнил задание верно, у того должны быть выбраны ответы под номерами 2,4,6.
- Ребята, вы успешно справились с этим заданием. Вас, несомненно, можно назвать вдумчивыми покупателями.
Если вы выбрали то, что сейчас сказали, то у нас получились «Правила вдумчивого покупателя». СЛАЙД
Перед походом в магазин за покупкам нужно составить список покупок.
Собираясь в магазин, не следует брать с собой все имеющиеся у вас деньги
3
.Чтобы купить товар по выгодной цене, нужно сравнить цены в разных магазинах.
-А те правила, которые вы не выбрали, можно отнести к какому покупателю?
VII. Закрепление
Учитель: Теперь я предлагаю посмотреть мультфильм –Видео Теремок- «Песенка «Магазин». (2 минуты)
Учитель:- Ваша задача посмотреть мультик и найти ошибки, которые сделала девочка при посещении магазина. Там нарушены многие правил, не только те, которые мы с вами составили.
- Итак, смотрим мультфильм, советуемся в парах, можете записать ответы на листочках.
- Проверим, что у вас получилось СЛАЙД
Ошибки:
Не составила список
Надо взять тележку, а не корзину, т.к. много товара купила, ей было тяжело носить корзину.
Не смотрела на цену товара.
Не смотрела на срок годности.
Положила всё вместе, а надо положить по пакетам, особенно овощи и выпечку.
Выбирая товар, считайте, сколько вам придется заплатить.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель:- Вспомните, какая тема нашего занятия? (Как разумно делать покупки)
- Понравился ли вам поход в магазин? Какие советы покупателям вы запомнили и будете применять, когда пойдёте в магазин самостоятельно?
-Какое задание вам показалось самым сложным? А самым интересным?
- При каком виде работы- в парах или индивидуально- вам было комфортнее работать?
- Как вы думаете, надо ли нам на наших занятиях продолжить работу по этой теме? Все ли правила мы сегодня узнали?
Учитель: Оцените свою работу. У каждого из вас на столе есть «золотая» монетка. Если вам понравилось занятие, вы узнали и научились чему-то новому и интересному, хорошо работа, то золотую монетку можете взять себе в качестве награды за работу.. А если нет…положить учителю на стол.
- А наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо!
Заключение.
Целью проведения данного занятия внеурочной деятельности было: развитие финансовой грамотности учащихся.
На данном занятии в игровой форме с детьми рассматривали основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам.
В ходе мероприятий ученики искали ответы на вопросы:
- Как правильно составить список покупок?
-Как не потратить лишнего и купить все необходимое?
- На что нужно обращать внимание у полок с товаром?
-Какие правила поведения нужно соблюдать в магазине? и др.
На протяжении занятия у детей формировались не только финансовая, но и другие виды функциональной грамотности: читательской (нахождение нужной информации, заполнение таблицы, составление списка необходимых покупок), социальной (работа в парах и группах, составление памятки, объяснение правил поведения в общественном месте).