Тема: День Земли
Цель: расширять представления о проблемах окружающей среды, о заповедных зонах России; вызвать у детей интерес к объектам природы, к представителям живой природы; воспитывать любовь к Родине и природе.
Формирующиеся ценности: сохранение культуры и ценности природы России, культурных достояний
Планируемые результаты:
Личностные:
– понимание важности бережного отношения к природе и окружающей среде;
– проявление положительного эмоционального отношения к сохранению природы и окружающей среды;
– стремление к расширению своих знаний о заповедниках России.
Метапредметные:
Познавательные:
– умение проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и
видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные:
– умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения;
– участие в коллективном формулировании выводов по результатам
обсуждения;
– умение соблюдать правила ведения диалога;
Регулятивные:
-прогнозирование;
-саморегуляция;
Продолжительность: 30 мин
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеофрагмент,
иллюстрации для оформления доски,
раздаточный материал.
Структура занятия:
1 часть. Мотивационная
Мотивационная часть включает в себя психологический настрой на занятие, определение темы.
2 часть. Основная
Учитель рассказывает о празднике «День Земли», о истории его появления. Также в данную часть занятия входит просмотр и обсуждение видеофрагмента «Проблемы экологии», игра «Если вдруг…», рассказ учителя о заповедниках, игра «Назови правило», игра «Найди пару»
3 часть. Заключение
Обобщение обсуждаемого на занятии материала. Подведение итогов занятия (прием «Кубик Блума»).
1 часть. Мотивационная
а) Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Инесса Владимировна. Сегодня я у вас проведу занятие «Разговоры о важном».
б) Психологический настрой
-Давайте поприветствуем друг друга и настроимся на хорошую работу.
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем!
Доброе утро всему миру!
в) Ребус
-Чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие разгадайте ребус.
-Ребята, а кто знает когда отмечается этот праздник?
2 часть. Основная
а) Рассказ о празднике «День Земли»
Официальная дата праздника во всем мире – 22 апреля. Символом праздника является греческая буква тета — Θ, нашей прекрасной и хрупкой планеты, общего дома всех людей.
До 1970-х годов праздник «День Земли» отмечали 20 марта – в день весеннего равноденствия. Затем появилась традиция праздновать его в 3-ю неделю апреля. Только в 2009 году Генассамблея ООН утвердила дату, действующую сейчас, – 22 апреля.
Создателем дня Земли считается известный американский общественный деятель Джон Мортон.
В результате проведения первого Дня жителя штата высадили около миллиона деревьев, и дальнейшем их инициатива переросла в общественное движение. С 1970 года, смысл праздника расширился до идеи охраны окружающей среды, и появилось новое название – День Земли, который стал общенациональным.
Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.
На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрированы во Всемирном движении.
б) Экологические проблемы(видеофрагмент)
-Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме,
то есть наука о природном доме.
Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, химии и другие.
Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
-Я вам предлагаю просмотреть небольшой видеофрагмент.
https://youtu.be/DsCipqyd26o
-Вы просмотрели видеоролик. О каких экологических проблемах вы услышали?
2.Игра «Если вдруг…»
Предлагаю вам задуматься об услышанном и поиграть в игру «Если вдруг…».
Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить.
Например, если люди уничтожат все цветы на Земле ...(погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.)
Продолжите теперь вы:
1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …
2)Вырубят все леса на земле …
3)Уберут из дворов мусорные баки…
- Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?
(Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)
- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники?
(Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. Например: спасение животных, попавших в беду; уборка мусора; изготовление кормушек и скворечников для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)
Игра «Назови правило»
в) Физкультминутка
Утром дети в лес пошли (шаги на месте)
И в лесу грибы нашли (приседание)
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны)
г) Виртуальная экскурсия по заповедникам
-Ребята, а кто знает, что такое заповедники? ( Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.)
-Как вы думаете, для чего они нужны?
-Может быть вы знаете некоторые из них?
На территории России существуют Заповедники (карта России)
Приокско-Террасный биосферный заповедник им. М. Заблоцкого – тщательно охраняемая территория РФ. Заповедник располагается в Московской области в 12 км от города Серпухова вдоль левого берега Оки. Он занимает все поймы и террасы, покрытые лесом.
Здесь свыше 50 видов млекопитающих из 17 семейств. Однако особого внимания заслуживает Центральный зубровый питомник. Самый многочисленный хищник – лиса. Самые мелкие млекопитающие – ежи, кроты, белозубки, куторы, землеройки. Здесь обитают зайцы нескольких видов, а также много грызунов.
Пресмыкающиеся представлены ящерицами живородящей и прыткой, а также обыкновенными ужом и гадюкой. Самые распространенные земноводные: жерлянка краснобрюхая и серая жаба.
Здесь можно встретить такие виды растений, трав и кустарников: типчак, тюльпан Биберштейна, козелец пурпурный, девясил шершавый, зопник. Часто можно встретить степную вишню, заросли подмаренника и даже герань кроваво-красную.
На относительной небольшой территории парка обитает колоссальное количество копытных. Прежде всего, речь идет о лосях, косулях и благородных оленях. Особое место занимает зубр.
Большой Арктический заповедник
Охраняемая территория расположена на севере Сибири-в Красноярском крае.
Там, где находится заповедник, расположены зоны арктических пустынь и тундры. Несмотря на суровые условия, растительный мир тундры разнообразен. Здесь царство мхов и лишайников. Встречается даже 162 вида высших растений. Растёт ива полярная. Среди растительности можно встретить грибы, количество видов которых доходит до 15.
Животный мир разнообразен. Здесь обитают белые медведи, овцебыки, дикие северные олени, песцы, росомахи и другие животные. Среди морских животных отмечены моржи, нерпы, белухи.
Обитает более 100 видов птиц. 55 из них гнездятся на охраняемой территории. Есть здесь и виды, занесённые в Красную книгу. Среди них кречет, тундровый лебедь, орлан-белохвост и другие.
Государственный природный заповедник "Черные земли" расположен на территории республики Калмыкия в Яшкульском и Черноземельском районах. В фауне наибольшую численность имеет сайгак. На сегодняшний день численность сайгака составляет 150 тыс. особей.
Территория заповедника является прекрасным место обитания для многих рептилий, таких как разноцветная и быстрая ящурки, песчаный удавчик, круглоголовки ушастая и вертихвостка, желтопузик, степная гадюка и ящеричная змея. Из млекопитающих можно выделить лисицу хорсак, зайца-русака, малого суслика, ушастого ежа, малого и большого тушканчика, волка и светлого хоря.
Природный заповедник Черные земли является местом гнездования и зимовки для редких видов птиц. Наиболее распространены лебедь-шипун, краснозобая казарка, серый гусь, розовый и кудрявый пеликаны, серая утка, шилохвость, кряква, красноголовый нырок, широконоска, хохлатая чернеть.
Хищные птицы представлены степным орлом и курганником.
Таймырский заповедник — одна из крупнейших в России и самая обширная заповедная зона в арктических широтах планеты. Большая часть заповедного пространства покрыта вечным льдом, что не позволило человеку вести какую-либо производственную деятельность. В реестр Красной книги занесены овцебык, некоторые подвиды моржей, белый медведь. Из пернатых внесены краснозобая казарка, сибирская гага, сапсан и орлан-белохвост, малый лебедь. В южных лесотундровых таежных массивах обитают волки, лисицы, бурые медведи, зайцы и росомахи. Тундра обжита овцебыками, бурозубкой средней, северным оленем. Арктический регион заповедника — это ареал белых медведей, горностаев, полярных леммингов и песцов.
Таймырский заповедник славится самым многочисленным поголовьем дикого северного оленя, популяция которого превышает здесь 410 тысяч особей.
Окский заповедник — одна из главных достопримечательностей Рязанской области. На территории заповедника живут :русская выхухоль, насекомоядные белозубки, заяц-русак, нетопырь-карлик, летяги, каменные куницы. Также здесь можно увидеть косуль, кабанов, волков и лисиц. Среди крылатых обитателей — несколько видов аистов, совы, горлицы и другие. На заповедной территории расположены два питомника: зубровый и журавлиный. В журавлином питомнике живет 7 видов журавлей. Например, японский, серый и журавль-красавка. Наиболее редкие обитатели — стерха и белый журавль.
Интерактивная игра «Найди пару»
3 часть. Заключение
-Вот и подходит к концу наше занятие.
-Ребята, о чем мы сегодня говорили?
(Прием «Кубик Блума»)
Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания.