Конспекты занятий по экспериментальной деятельности
для детей 3 - 4 лет
Конспект занятия по экспериментальной деятельности № 1
Тема: «Узнаем, какая вода»
Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений.
- Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
Развивающие:
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы, делать самостоятельные выводы и умозаключения.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики, сахар, лимонная кислота.
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы узнать много нового, нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга. Посмотрите, сегодня к нам пришёл гость. Это Мишка. Он хочет загадать для вас загадку.
«Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? » О чём эта загадка? (ответы детей).
Ребята, Мишка предлагает вам вместе с ним поиграть, и узнать, что же такое вода. Так что же такое вода? Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно она льётся. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течёт не прерываясь. Значит вода какая? Правильно она жидкая (закрепляет с детьми). Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камушки? Если мы хорошо их видим, значит, вода прозрачная (закрепляет с детьми). Ребята вот у меня в стаканчике вода, а это что? (краски) Как вы думаете, что произойдёт с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает, предлагает детям сделать тоже самое). Что произошло с водой? Правильно она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено. Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешайте. Возьмите ложечку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий). Подойдите ко мне. Я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте ложечкой воду, какой вкус у воды? (кислая). Значит, мы можем по желанию изменять вкус воды.
Физкультминутка.
Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные ёмкости. Вода – бесцветная. Не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная. Вода – безвкусная. Не имеет вкуса. Но вкус воды можно изменить.
Вода очень важна для каждого человека.
Как вы думаете почему?
Для чего нам нужна вода? (ответы детей - пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т. д.)
А кто ещё нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, и т. д.)
Д/игра «Кому нужна вода? » (проводиться на ковре) Посмотрите это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода (дети выбирают и раскладывают картинки).
Ребята, так кому же нужна вода? Правильно всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (ответы детей) Да вода нужна всему живому на Земле. Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (не засорять водоемы, закрывать кран с водой).
Вот сколько интересного о воде мы узнали вместе с Мишкой.
«Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем…
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться.
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Нам сопутствует всегда
Наша спутница – вода! »
Ну вот, Мишке пора домой. Мишка надеется, что вы будете всегда беречь воду.