СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по математическому развитию старшая группа Тема: Геометрические фигуры

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Геометрические фигуры

Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение. 

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

 

Оборудование: наборы геометрических плоскостных фигур; рабочие листы с заданиями «Геометрические деревья», «Соотнеси по цвету и форме» подготовленные по уровню сложности; картинки «Четвертый лишний»; карандаши.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математическому развитию старшая группа Тема: Геометрические фигуры»

Конспект занятия по математическому развитию старшая группа


Тема: Геометрические фигуры

Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение. 

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.


Оборудование: наборы геометрических плоскостных фигур; рабочие листы с заданиями «Геометрические деревья», «Соотнеси по цвету и форме» подготовленные по уровню сложности; картинки «Четвертый лишний»; карандаши.










Ход занятия

Этап

Содержание этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Наглядный материал

Вступительная часть

2 мин

Приветствие

1 мин.


Постройтесь в круг. Ребята, знаете ли вы какое сейчас время года?
А какой день недели?
Молодцы!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся,

Дружно скажем здравствуйте!



Отвечают на вопросы воспитателя



Выполняют действия в соответствии с тексом. Здороваются друг с другом.


Основная часть

20 мин

Вступительная беседа

3 мин.


Повторение ранее пройдённого материала








































Работа с геометрическими фигурами

3 мин




















Упражнение «Геометрические деревья»

4 мин

Задача: развитие логического мышления, повышение уровня произвольного внимания.









Упражнение «Четвертый лишний»

4 мин










Физкультминутка

3 мин

Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания










Упражнение «Соотнеси по форме и цвету»

4мин

Задача: тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение


В одном сказочном геометрическом лесу жили- были веселые друзья. Угадайте кто это?

1)Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

2) Три вершины, 

Три угла, 

Три сторонки – 

Кто же я? 

3) Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны 

Одинаковой длины. 

Вам его представить рад. 

А зовут его… 

4) Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат…

5) Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность – 

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг….

Что же из себя представляют отгадки?

Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о геометрических фигурах. Давайте назовём их ещё раз.

На доску поочередно воспитатель выставляет геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник


Молодцы! Все фигуры назвали. А хотели бы отправиться в «геометрический лес»? А на чем мы туда отправимся узнаем если отгадаем загадку.

Железные избушки. Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой Ведет всех за собой

Показать картинку поезда из геометрических фигур.

Да, правильно на поезде.

А из каких геометрических фигур можно составить автобус? Верно.

У вас на столах лежат геометрические фигуры, попробуйте сложить из них автобус.

Вот какие у вас красивые автобусы получились! Но автобусы, не простые а волшебные. Чтоб они нас перенесли в геометрический лес, надо произнести волшебные слова:

«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»

Ну что отправляемся в путь.


Присаживайтесь.

Вот мы с вами и попали в геометрический лес.

Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке?

Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.


На доске выставляются карточки. На каждой карточке по четыре изображения, одно из которых лишнее.

Перед вами карточки с геометрическими фигурами. Подумайте и определите, какая фигура будет лишней на картинке. Объясните, почему вы считаете её лишней.

Да, правильно. Лишнюю карточку убираем

Предлагаю вам немного отдохнуть.

Воспитатель вместе с детьми изображает движения, соответствующие тексту:

1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать

Дружно доски поднимаем

Быстро гвозди забиваем

Кистью красим новый дом

Чтоб уютно было в нём.

1, 2, 3, - дом построен – посмотри!

Молодцы, ребята!


Детям предлагается найти и отсортировать предметы по цветам, соотнести фигуры с картинками предметов.

Всего 12 картинок.

По цвету 3 группы:

• Красные – помидор, флаг, книга, воздушный шарик.

• Зелёные – арбуз, кораблик, тетрадь, огурец.

• Синие – мяч, шапка, дом, слива.

По форме 4 группы:

• Круглые - помидор, арбуз, мяч.

• Треугольные - флаг, кораблик, шапка.

• Прямоугольные – книга, тетрадь, дом.

• Овальные- воздушный шарик, огурец, слива.

В конце воспитатель задаёт вопросы:

-Назовите все предметы красного (синего, зелёного) цвета?

-Назовите все предметы прямоугольной (треугольной, круглой, овальной) формы?

Вот мы с вами и побывали в геометрическом лесу.

Пора возвращаться в детский сад.

Произносим волшебные слова «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в детский сад ты вернись»

Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

Отгадывают загадки









Круг




Треугольник






Квадрат






Прямоугольник





Овал


Геометрические фигуры





Дети называют фигуры.




Проявляют желание отправиться в геометрический лес.




Поезд







Круг, квадрат,

Прямоугольник,

треугольник


Собирают автобус из геометрических фигур









Произносят слова, крутятся вокруг себя.

Садятся на свои места.



























На картинке три треугольника и один квадрат. Квадрат лишний.




Выполняют движения в соответствии с текстом




хлопки, руки в стороны

руки вверх

кулачком об кулачок

поворот вокруг себя, «красят кистью»

прыжки, руки в стороны


Работают с карточками.

Соотносят фигуры с картинками.




















Отвечают на вопросы воспитателя.











































































Приложение 1































Заключительная часть

3мин

Подведение итогов

2 мин

Задача:

формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод


Рефлексия

«Поезд»

12 мин

Какие геометрические фигуры вы встретили в лесу? Все эти фигуры, какие? А какое упражнение вам понравилось больше всего? А какое было сложное?








Возьмите на столе квадрат желтого цвета и если вам все понравилось поместите его в желтый вагончик, если вы не всё поняли-то синий квадрат, а если вам было скучно и не интересно-то красный.

Ну что смотря на наш поезд, можно сделать вывод что наше занятие было разнообразное и интересное.

Обсуждают деятельность во время занятия.












Анализ занятия по математическому развитию старшая группа

Тема: Геометрические фигуры

Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение. 

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.



Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Занятие было построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме. На организационном этапе дети приветствуют друг друга и становятся в круг, что способствует воспитанию у дошкольников чувства сплочённости и коллективизма, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так  и между гостями и детьми.

Занятие проходило в форме путешествия в «геометрический лес» и было достаточно динамичным, что позволило привлечь внимание детей, сохранить их познавательный интерес и обеспечить работоспособность на протяжении всей совместной деятельности.

Занятие построено в форме увлекательной игровой деятельности - путешествие, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность детей и сохранила интерес на протяжении всего занятия.

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно.

В основной части занятия все задания были построены на закрепление пройденного материала. Реализации образовательных задач способствовал подбор дидактических игр и упражнений.

Игровое упражнение «Подбери по форме» способствовало закреплению названий геометрических фигур, развитию зрительного восприятия, наглядно-образного мышления. Дети разделились на 2 команды, подбирали к геометрическим фигурам похожие на них по форме предметы и складывали пазлы. Обе команды отлично справились с заданием.

В игровом упражнении « Геометрические деревья» дети развивали логическое мышление, повышая уровень произвольного внимания.

Игра «Четвертый лишний » способствовала закреплению умения находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Физкультминутка проводилась с целью сохранения умственной активности и работоспособности детей во время занятия.

Цель игры « Соотнеси по цвету и форме» - закрепляли умения тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение

Занятие прошло динамично и включало в себя приемы, которые предусматривали смену деятельности (за столами, у доски) Дети полностью погрузились  в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.         Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Были использованы игровые приемы: вхождение в воображаемую ситуацию, игровая мотивация, побуждение к действию, в том числе к мыслительной деятельности; логические приемы: сравнение, обобщение, классификация, умозаключения. В ходе всего занятия педагогом были созданы проблемные ситуации, где детям было необходимо показать свои знания и умения.  

На  занятии использовались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей, побуждали их к мыслительной деятельности. Пособия были эстетично оформлены, их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Дети на занятии были заинтересованы, активны и внимательны, чувствовали себя комфортно. В ходе занятия дети показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами

Материал для занятия был подобран по возрасту, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

Подводя итоги занятия следует отметить, что первоначальный логико-математический опыт воспитанников сформирован, дети способны решать проблемные задачи, использовать речь - доказательство, думать, рассуждать, делать простейшие умозаключения.

У детей сформированы навыки самооценки, самоконтроля, желания заниматься интеллектуальным трудом. Дети владеют необходимыми навыками и умениями в соответствии со своим возрастом.

В конце путешествия были подведены итоги, применен прием похвалы для поддержки эмоционального состояния детей.

Рефлексия показала, что путешествие очень понравилось воспитанникам, трудностей при выполнении заданий они не испытывали.