Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе на тему:
«Семья. Семейные традиции»
Цель: закрепление знаний и представление детей о семье, о семейных традициях.
Образовательные: дать понятие «Семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.
Воспитательные: воспитание чувств любви к своей семье, чувства уважения к родителям. Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.
Интеграция ОО: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Методические приемы: беседы, игры, сюрпризные моменты, метод вопрос-ответ.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья».
Материалы и оборудование: сундук с предметами (фотоальбом, вышитая салфетка, шкатулка с семейными ценностями, генеалогические деревья, выполненные с родителями.
Ход ООД
Дети входят в группу становятся в круг
Орг. Момент.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и улыбнемся. Повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
А чтобы улыбка и хорошее настроение осталось с нами на весь день, я предлагаю поиграть в игру «Ласковое имя». Вы говорите, как ласково называют вас дома и передаёте мяч по кругу. Какое у вас сейчас настроение?
Ребята, внимание на экран. Здесь зашифровано слово, разгадав которое, мы узнаем тему нашей беседы. Кто догадался, какое слово здесь зашифровано?
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет.
К цифре «семь» добавлю «Я»–
И получится? (Семья)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о семье.
Как вы думаете, что же такое семья? (Ответы детей)
Дети: семья – это самые близкие и дорогие люди, родственники. Это люди, которые живут в одном доме, которые любят друг друга, заботятся друг о друге и помогают друг другу, это люди, которые носят одну фамилию.
Посмотрите на картинку, на ней изображена большая семья. Давайте назовем всех членов этой семьи необычным способом:
- Кто первый по порядку на картинке? (Папа)
- Какая по счету мама? (Вторая)
- Назовите самых старших членов семьи. (Дедушка и бабушка)
- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)
- Кем приходятся мальчик и девочка друг другу? (Брат и сестра)
- Кем они приходятся дедушке и бабушке? (Внуки)
- Кем приходится девочка маме и папе? (Дочь)
- А кем приходится папа бабушке и дедушке? (Сын)
- Как одним словом, назвать папу и маму? (Родители)
- Как одним словом, можно назвать их вместе?
Как вы уже сказали семью объединяет фамилия. Кто нам её передаёт?
Дети: Она передается от дедушки и бабушки к сыну, т.е. папе, папа передает фамилию маме. А вместе они передают фамилию своим детям.
- А как появляется отчество, и кто его дарит человеку?
Дети: Отчество образуется от имени отца ребенка. Если папу зовут Иван – у сына будет отчество Иванович. Отчество передается от отца к детям, как и фамилия. Назовите свою Ф.И.О.
- Как хорошо, когда у тебя есть такие люди, которые любят и заботятся о тебе, в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения. Вот как раз о воспитании есть одна русская пословица: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А какие вы знаете пословицы про семью?
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- При солнышке тепло, при матери добро.
– Мой дом – моя крепость.
- Вся семья вместе, и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- На что клад, коли в семье лад.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
– Когда семья вместе, так и душа на месте.
- Какие же вы молодцы, столько знаете пословиц!
- Ребята, давайте немного отдохнём, и покажем, как мы помогаем дома своей семье. Физ. минутка «Помогалочка».
- Да, придумывать пословицы, которые несут смысл – это одна из давних традиций.
- А что же такое традиции?
Дети: традиции – это семейные обычаи, принятые в семье, правила поведения, совместное празднование праздников, всё, что передается из поколения в поколение.
-Давайте вспомним, какие семейные традиции есть у вас в семье?
Дети: обеды, ужины, семейные праздники, семейные альбомы, путешествие, отдых на природе.
Воспитатель: сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции. А чтобы узнать куда мы попадем, нужно отгадать загадку.
Стоит жилище, деревянные бочища.
Внутри печь, да дрова - это русская ...(изба).
- Посмотрите на картинку. Это старинная изба. Изба была самым главным хранителем семейных традиций. Здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Обратите внимание, стены в избе деревянные, посередине стоит большой стол, он накрыт вышитой скатертью, на столе стоит самовар и разные угощения.
- Давайте посмотрим на следующую картинку. Как вы думаете, что делает эта семья? (Вся семья собралась за столом, чтобы поужинать, отдохнуть и обсудить, как прошел день). В старину в каждой семье были свои традиции) Семья вместе трудилась и вместе отдыхала. Принято было все праздники отмечать в кругу семьи.
- А если дорогие пожаловали, то их встречали с хлебом и солью, приглашали за стол и угощали чаем. Так хозяйка дома показывала своё гостеприимство.
- А в наше время сохранилась эта семейная традиция? Какие праздники вы отмечаете всей семьей? Назовите какие? (День рождения, Новый год…)
- А мы продолжаем. Куда попадем мы сейчас, узнаете, когда отгадаете мою следующую загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
- Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, куда мы попали?
- Да, это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Ребята, как вы думаете, что это за деревья здесь такие?
Дети: это наши родословные деревья, по этим деревьям можно узнать свою родословную, своих предков.
Воспитатель: это давняя семейная традиция - составлять генеалогическое древо. Такие деревья составляли, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков.
- А кто изображен на ваших деревьях? Ответы детей.
Воспитатель: А, кто скажет, почему историю семьи оформляют в виде дерева?
Дети: потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…
Воспитатель: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Каждый из вас познакомил нас со своими семьями. Надеюсь, эту замечательную традицию вы будете хранить и продолжать.
Воспитатель: А нам пора двигаться дальше. Чтобы понять куда мы направимся. надо отгадать следующую загадку.
В комнате у бабушки, словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит. (Сундук)
- Ребята, скажите, что это такое, сундук?
Воспитатель: я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях. Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи.
Варианты ответов:
фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников, фотографии каких -то памятных моментов и семейных праздников.
книжка – традиция читать книги младшим детям, читать перед сном, передавать, семейные рецепты.
вышитая салфетка – традиция хранить вещи, сделанные руками предков, передавать их из поколения в поколение.
шкатулка с семейными ценностями -
А в нашей группе есть какие - то традиции?
Варианты ответов детей: поздравлять друг друга с днем рождения, праздновать праздники, участвовать в разных конкурсах, викторинах, делать подарки родителям своими руками.
Воспитатель: Ребята мы столько времени проводим вместе, заботимся друг о друге, помогаем друг другу в группе, справляем праздники, а нашу группу можно назвать одной дружной семьей?
Воспитатель: Ребята, я приготовила карточки и предлагаю взять вам по одной. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в то, что изображено на карточке, назоветесь именем картинки и от этого имени подарите семье «радость»!
«Раз, два, три –покружись и в радость превратись!»
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
«Я – пчёлка. Я подарю сладости и здоровье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – звёздочка. Я подарю звёздное небо и сладкие сны».
«Я – нотка, подарю весёлую песенку».
«Я – снежинка. Я подарю снежки, снегопад, катание на санках».
«Я – цветок, подарю лето и хорошее настроение».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».
«Я - птица, подарю семье счастье».
- А я хочу вам сказать: любите, уважайте, берегите, радуйте успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи.
Ребенок читает стих:
Будьте все вместе, друг друга цените
Обиды и ссоры подальше гоните
И пусть про вас говорят все друзья:
Какая хорошая – ваша семья.
Генеалогическое древо