Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Ладушки» комбинированного вида г. Сельцо
Конспект занятия
по развитию речи в младшей группе
Звуковая культура речи: звук «Ф»
(составлен по Гербовой В.В)
г. Брянск
2025г.
Цель: обучить детей правильно произносить звук [ф].
Задачи:
1. Образовательные:
- упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком;
- Закреплять знания детей о диком животном-еже
2. Развивающие:
- способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики;
- развивать интонационную выразительность речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, умение слышать воспитатателя
Оборудование: игрушка ежик, конверт, корзинка с едой для ежика, картинки для доски (3ежа, баба, дед, избушка, мыши).
Методы и приемы:
- практические – игровое упражнение, двигательное упражнение, артикуляцинная гимнастика;
- наглядные – рассматривание картинок;
- словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, объяснение.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- физическое развитие
-художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.
Ход НОД.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, а для этого нам нужно встать в круг и произнести такие слова:
За руки мы все взялись, ты немного улыбнись!
Посмотри на друга ты! Все друзья твои, смотри!
(Дети выполняют указанные действия: берутся за руки, обнимаются, улыбаются друг другу)
Эмоциональная минутка:
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, там кто-то стучится. Давайте посмотрим. Никого нет, только одна корзинка. Интересно, что там? Конверт. А на нем загадка? Давайте, мы ее дружно отгадаем:
«Идет, иголки на себе несет, свернется в клубок, нет ни головы, ни ног.» Кто же это? (Ёжик.)
Воспитатель: Правильно ежик. Давайте посмотрим, что в конверте? Записка от ежика
Письмо: -Здравствуйте, ребята! Пишет это письмо ваш друг Ёжик. Я приглашаю вас в гости в весенний лес. Наступила весна, я уже проснулся.
Воспитатель: Ну что ребята! Хотите попасть в лес? (Да-а-а).
Тогда отправляемся, но нужно сказать волшебные слова
Отправляемся в поход
Много нас открытий ждет
1,2, 3 Покружись
И в лесу окажись
Воспитатель: Какие мы молодцы. Вот мы с вами и оказались в лесу.
3. Беседа. Продуктивная деятельность:
Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и сам ёжик нас встречает! Ребята, давайте поздороваемся с ёжиком! (дети здороваются)
Ё жик: Здравствуйте, ребята! Я маленький ёжик. Это я написал вам письмо и приглашал в свой лес.
Воспитатель: Ребята посмотрите на ёжика и опишите мне его, какой он?
Дети: у него есть иголочки на спинке, маленький носик, глазки, ротик, лапки.
Воспитатель: (показывает ежика) Как ежик фыркает?
Дети: Фр-фр-фр (Дети повторяют хором и индивидуально.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все правильно назвали.
Воспитатель: А вы знаете как он поёт?
Дети: Ф-Ф-Ф-Ф! (Дети повторяют хором и индивидуально.)
Воспитатель: Когда ежики довольны, то они говорят: "фи-фи-фи", а когда им что-то не нравиться, то они произносят: "фу-фу-фу".
Давайте поиграем в игру «накорми ежика». У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Вы будете выбирать по одному предмету, и мы будем угадывать понравилось угощение ежику или нет – и отвечать фи-фи-фи или фу-фу-фу.
Понравиться ежику это угощение? Как он ответит? (яблоко, насекомые, кубик, жук, колесо от машины, и тд.)
(Дети берут предметы из мешка и произносят звуки хором и индивидуально. Воспитатель на протяжении игры следит, чтобы дети правильно, четко произносили звук [ф] и названия предметов).
Воспитатель: Ребята, ёжик хочет рассказать вам одну историю, в которой нужна ваша помощь. Но для этого нам нужно отправиться на другую полянку
Отправляемся в поход
Много нас открытий ждет
1,2, 3 Покружись
И на поляне окажись
Садитесь ровненько, спина прямая, слушайте.
Воспитатель: На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед и баба. А в лесу, недалеко от их домика, жили три ежа. Звали их так: Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Хоровые и индивидуальные ответы). Ежи сторожили лес. Что делали ежи? Гуляя по лесным тропинкам, они пели песенки. Вот одна из них:
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим ёжикам спеть песню.
Песня Ёжиков (физкультминутка) :
По тропинке мы идем — Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк!
И, тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк!»
Воспитатель: Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и грызли всё. Старики: „Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей“. Что решили сделать старики? (Хоровые и индивидуальные ответы.) И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? За ним Фок. Кто за Фуком? А сзади?. (Фэк.) Ежи друг за другом идут, песенку поют, ребята давайте поможем нашим ежам :
По тропинке мы идем — Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк!
И, тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк!»
Воспитатель повторяет песенку, дети хором нараспев произносят имена ежей.
Воспитатель: (продолжает рассказ). Пришли ежи к избе, где жили старики и стали выгонять мышей. Они сначала потопали, потом похлопали и со всей силы подули. Прогнали ежи мышей, и отправились в обратный путь, так же напевая (имена дети) : Ребята, но и нам пора возвращаться в детский сад, давайте мы вместе с ёжиками споём их любимую песню и каждый вернётся к себе ёжики на свою поляну, а мы в свой детский сад.
По тропинке мы идем — Фук, Фок, Фэк!
Мы от дедушки идем, Фук, Фок, Фэк!
Мы от бабушки идем, Фук, Фок, Фэк!
Громко песенку поем, Фук, Фок, Фэк!»
Вот мы и проводили ежика. Но он на прощание хочет познакомить нас с любимой игрой. Пальчиковая гимнастика
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
А еще ежик приготовил нам угощение-яблоки, так как мы его тоже сегодня угощали.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу.
Кто пригласил нас в лес? (ежик)
Как звали ёжиков? (Фук, Фок, Фэк)
Какой звук произносит ёжик если ему что-то нравится? (фи-фи-фи)
Какой звук произносит ёжик если ему что-то не нравится? (фу-фу-фу)
Давайте еще раз повторим песенку ежика. Ф-ф-ф Ф-ф-ф.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо ежику за угощения и за такую интересную прогулку по лесу и до свидания.