Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия: Актуализация | Ребята, ваши родители все ходят на работу, занимаются каким-либо делом. Назовите профессии ваших пап и мам. А коми народ, который живет в деревне, тоже имеет свое дело. Как думаете, чем занимаются женщины? - Правильно. А чем тогда занимаются мужчины? Правильно ребята! Все ваши ответы верны. Но сегодня мы с вами подробно узнаем про охоту. И тема нашего сегодняшнего занятия будет звучать так: «Промыслы народы Коми. Охота.» | Дети отвечают. Дети отвечают: Женщины следят за хозяйством: готовят еду, ухаживают за детьми, занимаются рукоделием и др. Мужчины занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. |
Основной этап | - Что такое охота? - Как называется человек занимающийся охотой? Правильно охота это — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием диких животных, их добычей. А человек который занимается охотой – охотник. - Как думаете для чего мужчины занимались охотой? – Да, чтобы прокормить семью. Ведь добычу можно было продать или обменять на другой товар. – Охотились коми на различных птиц: гусей, уток, куропаток. А также на зверей: зайцев, лис, медведей, песцов, белок. - А вы знали что у Коми был свой промысловый календарь? Все коми люди охотились строго по календарю. Календарь был изображен в виде круга, внутри которого изображены фигурки животных. Каждому месяцу охоты соответствует свое животное. В календаре всего 9 животных. Попробуйте угадать, изображения, каких животных вы видите? Помогать детям если возникают трудности. Вот мы и разобрались с тем, на кого они охотились. А у вас не возникло вопроса какими орудиями труда они охотились? Хотели бы узнать? Отличительной особенностью охотников коми являлось применение самоловных орудий. – Как вы думаете, что значит самоловных? - Правильно, сейчас мы рассмотрим несколько из них. 1. Слопцы (чос). С помощью слопцев добывалась боровая дичь. 2. Силки (лэч). Смотрите тут привешивалась приманка - кисти рябины. Количество таких силков на охотничьих тропах-путиках у некоторых охотников было 200-400. 3. Петли (му лэч). С помощью ее охотились на боровую дичь –устанавливались без приманки в местах почвенных обнажений, где птицы любили купаться в пыли и искали мелкую гальку 4. Ямы «Коч гу». Ловчая яма для зайцев представляла собой яму глубиной до 1,5 м. 5. Кляпцы. Для добычи крупных зверей (росомах, волков, лисиц, выдр) у коми применяли "кляпцы". 6. Самострел. На тропе самострел устанавливали, как поперек тропы, сбоку и сверху, так и вдоль тропы, с возможностью выстрела в зверя (птицу) как спереди, так и с сзади. Вот мы не много и узнали про самоловных орудий. Ну а как же охотникам нужно было дотащить домой пойманную дичь или зверя? Для этого у них существовало охотничье снаряжение. 1. Лыжи (лямпы). Они у коми охотников появились очень давно, много веков назад. Были лыжи двух типов: голицы и обшитые мехом оленя(камусом). Изготавливали их из древесины ели или березы, длиной 1,5-2 м, шириной 14-17 см. Для ног была ступительная прощадка.При ходьбе на лыжах использовалась специальная обувь. 2. Специальных лыжных палок тогда не было, при ходьбе их заменял охотничий посох – койбель. Это особый промысловый посох: древко до 2 м длиной, с одной стороны – металлический копьевидный наконечник, а с другой стороны – лопатка. 3. Нарты (сани)-длинные ручные санки 2-4 м длиной, которые выдерживали груз до 200 кг. Охотник их тянул сам или впрягал собак. Ну и конечно же как выглядела одежда охотника. - Особенность одежды- лузан – короткая промысловая накидка. Лузан изготавливали из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы из холста или сукна, обшитого кожей. На полах с внутренней стороны были карманы для размещения припасов и добычи, они вмещали до 30 кг груза. - Охотничий пояс носили через плечо. - Обувь: осенью-кожаные сапоги с длинным голенищем, зимой-особые лыжные ботинки. Вот мы с вами познакомились снаряжением охотника и самоловными орудиями. После не большой физминутки мы разделимся на две команды и пройдем закрепляющий тест. | Ответы детей: - Добывание диких зверей, крупных рыб и птиц путем умерщвления их или ловли. - Охотник. Дети: чтобы прокормить семью Ответы детей: да/нет Дети. Медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лиса, белка, куница. Ответы детей: да! Дети: ловят сами – без помощи человека/. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Вот наше занятие подходит к концу, команда номер (?) лучше справилась с заданием, Молодцы! Все отлично сегодня поработали на занятие. Посмотрите на доску, у меня есть еще к вам вопросы. Давай те каждый выберет один из них и ответит. - Сегодня на занятие я узнал… - Сегодня на занятие мне было интересно… - Сегодня на занятие мне было трудно… - Сегодня на занятие меня удивило… - Сегодня на занятие мне захотелось… - Сегодня придя домой я расскажу родителям про… Спасибо всем за сегодняшнюю работу! До свиданье. | |