Открытый урок математики в 1 классе
УМК «Перспектива»
Тема: Число и цифра 9. Состав числа 9.
Личностные задачи урока:
• создать условия для формирования желания учиться;
Предметные задачи урока:
• познакомить с образованием числа 9, учить писать цифру 9;
• определить место числа 9 в последовательности чисел от 1 до 9;
• сравнивать числа и раскладывать их по составу;
• использовать числовой отрезок для сравнения;
Метапредметные задачи урока.
Формировать у учащихся умения:
• ориентироваться на страницах учебника,
• понимать приведённые в нём знаки,
• в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме,
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков
( познавательные УУД)
• принимать и сохранять учебную задачу;
• составлять план и последовательность действий (регулятивные УУД)
• понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;
• распределять роли при работе в паре (коммуникативные УУД)
Оборудование:
Тетрадь – учебник «Математика», 1 класс ( ч.2), Л.Г.Петерсон, числовой отрезок от 1 до 10, карточки – цветы ( разные по форме, по размеру, по цвету), рисунок «Солнышко» ( 24 шт), карточки с примерами ( 24 шт.), образец написания цифры 9.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель: посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Проверим, как мы сидим:
- Руки? ( На месте)
- Ноги? ( На месте)
- Локти? ( У края)
- Спина? (Прямая)
Утром ранним кто – то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко – жёлтоё пятно.
- Ребята, как вы думаете, кто бы это мог быть? ( Солнышко )
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровался со мной.
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. А что ещё нужно человеку. Чтобы быть в хорошем настроении, в хорошей форме? ( Здоровье)
- Сегодня к нам на урок придёт один из сказочных героев. Попробуйте догадаться, кто это:
Лечит рыб и насекомых,
Лечит птичек и зверей,
В Африку помочь спешит
Добрый доктор . . . (Айболит).
Итак, мы отправляемся в путь вместе с Айболитом в Африку лечить зверей.
Актуализация знаний.
а) Добраться до Африки нам поможет числовой отрезок
( у каждого от 1 до 10):
- назовите число, стоящее за числом 3, 8
- назовите число, стоящее перед числом 7, 5
- какое число стоит справа от 5
- какое число стоит слева от 8
Что происходит с числом при движении по числовому отрезку вправо? влево?
Постановка проблемной ситуации.
Учитель: У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогут ему перелететь через море. Если мы решим правильно задачу:
Айболит поставил чайник
Пригласил он 8 чаек:
Приходите – ка на чай.
Всех друзей ты сосчитай. ( 9 )
(У детей карточки: 7+1=8; 8- 1=7; 8+1=9)
- Какое равенство вы выбрали?
- Почему?
- Что находим в задаче?
- Сколько получилось друзей в задаче?
- Чему мы должны научиться?
Открытие нового.
а)
- Что вы уже знаете о числе 9?
( По счёту следует за числом 8, на 1
Мы можем узнать состав числа, если рассортируем лекарственные цветы, которые собрал доктор Айболит.
Работа по рядам в парах:
1 ряд – по цвету:
2 ряд – по форме:
3 ряд – по размеру:
Как же получим число 9?
1 ряд : 9= 2+7 7+2
2 ряд: 9=3+6 6+3
3 ряд: 9= 4+5 5+4
А по какому признаку разбила цветы я?
(на доске)
9=1+8 8+1
Физкультминутка для рук.
Наши алые цветки
Распускают лепестки
( Раскрывают пальчики, и кисти рук поворачивают влево – вправо)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
( Потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки.
Закрывают лепестки,
( Сомкнуть пальцы вместе)
Тихо засыпают,
(Кисти рук опустить вниз)
Головой качают.
(Круговые движениями кистями рук)
б) Соотношение между числом и количеством предметов (Стр.18, № 1)
- Кого 7, 8, 9, 3, 5, 2, 6, 4,1? ( использованием интерактивной доски)
- Назовите числа в порядке возрастания?
- Что здесь лишнее?
- Почему?
в) На что похожа цифра 9 ( СD )
-Научимся правильно и красиво писать цифру 9:
• рассматривание образца;
• письмо в воздухе;
• письмо в тетради;
• самую красивую подчеркнуть.
Физкультминутка для спины.
Первичное закрепление состава числа 9. ( Стр.18, № 2 ).
а) 1 – 2 ст. – с комментированием;
3 – 4 ст. – по вариантам, самостоятельно.
б) Решение примеров в два действия.
- Айболит уже давно в Африке и ему нужно решить, кому из зверюшек нужна помощь в первую очередь.
( Стр.19, № 3 – самостоятельно с самопроверкой)
Повторение изученного. Работа с геометрическим материалом.
- Айболиту пора возвращаться домой. А на чём он будет добираться
Вы узнаете, когда дома выполните задание в тетради ( Стр. 19, № 4)
Итог урока. Рефлексия.
- Какую цифру вы научились писать на уроке?
- Состав какого числа вам нужно запомнить?
В начале урока я подарила вам солнышко. Нарисуете на нём лицо, выразите своё настроение от урока.
Прогремел небесный сказочный звонок,
С радостью закончился солнечный урок –
Озорные детки тучки отмахнут
И взорвётся радостный солнечный салют!
( Вывешивание рисунков на доску.)